Стр. 168 - 2

Упрощенная HTML-версия

168
Архангельске, Киеве, Николаеве, Тамбове, Уральске, Уфе, Рязани, Орле, Костроме, Ростове-на-Дону,
Смоленске, Саратове, Сумах, Калуге, Таганроге и Новочеркасске. Более 50 губернских и областных
центров постоянно посещали профессиональные театральные труппы. Во многих губернских
городах существовали постоянные театры с сильным актерским коллективом, например, в Харькове,
Казани, Киеве, Одессе, Воронеже, Нижнем Новгороде, Астрахани, Саратове, Новочеркасске, Вильно
и Тифлисе. Таким образом, театр входил в быт не только столичных, но и провинциальных городов.
В середине XIX века согласно театральной монополии
в столичных городах
существовала только казенная сцена
: в Москве – Большой и Малый театры, в Петербурге –
Большой (впоследствии сгоревший), I Александрийский, Михайловский и с 1860 года Мариинский.
Но 1870 году в Петербурге действовали три частных Театра – театр Берга, Театр-буфф и «Заведение
искусственных минеральных вод. В Москве в 70-х годах возникли Театр-буфф и увеселительный сад
«Эрмитаж». Стали распространяться и клубные сцены, более свободные в смысле репертуара.
Всё же в целом продолжало существовать ненормальное положение, по которому в
столицах функционировали только казенные, а в провинции только частные театры. И если казенные
театры страдали от бюрократической системы управления, а нередко и от прямого вмешательства
членов императорской фамилии или высокопоставленных чиновников в творческий процесс, то
провинциальные театры – от невежественных антрепренеров, тяжелых материальных и бытовых
условий, обилия сезонных постановок. И те и другие – от драматической цензуры. Цензура, оберегая
престиж духовенства, чиновников и офицеров, не пропускала пьесы, где представители этих
сословий появлялись в «неподобающем виде».
Главная роль в спектакле отводилась актерам. Деятельность режиссера сводилась
зачастую к указанию мизансцен. Постановочная часть не отвечала сколько-нибудь значительным
требованиям. В таком первоклассном театре, как Александрийский, применялась система стан-
дартных декораций – средневекового замка, обычной комнаты, зимнего пейзажа и т. п. Суворин
замечал по этому поводу, что «на Александрийской сцене... не умеют расставить мебель, ни
сообразить, что богатый обставляет свою жизнь богато, а бедный – бедно». Костюмы так же редко
соответствовали изображаемому времени. Так, в Малом московском театре персонажи «Горя от ума»
выступали в костюмах по моде 60-70-х годов XIX века.
По мере развития театрального дела
возрастало и количество работников сцены
:
актеров, костюмеров, бутафоров, подсобных рабочих и т. п. Постепенно
менялся и социальный
состав актерской среды
– наряду с выходцами из мещанского сословия появляется значительное
количество дворян, для которых театр стал жизненным призванием. Артистами становились
гимназисты, студенты, чиновники, оставившие государственную службу, вышедшие в отставку
офицеры. В связи с этим общественное положение артистов
во второй половине XIX
века
значительно изменилось по сравнению с предыдущим периодом. Прежде всего,
исчезло из обихода
унизительное название «комедиант»
– артисты были признаны равноправными членами общества.
Корифеи столичных театров, пользовавшиеся заслуженным признанием и получавшие значительное
жалование,
занимали видное место в культурной и общественной жизни страны
. Заметно
повысился и культурный уровень артистов, уже не редкостью на сцене становились люди с высшим
образованием, особенно среди артистической молодежи 80-90-х годов. В то же время многие актеры
оставались малокультурными, лишенными интеллектуальных интересов людьми.
Во второй половине XIX века
основной и наиболее активной частью посетителей
театров являлась в основном разночинная интеллигенция
, которую составляли профессора и
студенты высших учебных заведений, юристы, врачи, журналисты, писатели, ученики старших
классов, служащие государственных учреждений. Эта категория зрителей сменила в драматических
театрах «просвещенное дворянство», точнее представителей высших слоев дворянского сословия,
которых не устраивало содержание драм и которые стали предпочитать балетные и оперные
спектакли, особенно спектакли иностранных трупп.
К началу второй половины XIX века на сцене русских драматических театров
преобладали те же жанры театральных представлений, которые господствовали в течение первой