Стр. 145 - 2

Упрощенная HTML-версия

145
грусти. Способствуют этому и чисто живописные средства. Холодная, блеклая гамма красок,
неяркий, словно лунный, свет, легкая воздушная дымка, застилающая пейзаж, создают своеобразную
музыкально-поэтическую атмосферу картины. Образ Лопухиной кажется напоенным тишиной и
томностью, он спокоен, мечтателен и полон грусти. Горделивая небрежность и изящество позы,
своенравное выражение задумчивого лица – всё построено на сложнейших цветовых нюансах и
светотеневых градациях.
Совершенно необычно для того времени Боровиковский трактует образ императрицы в
своём портрете
Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке
. Художник показал царицу
простой «казанской помещицей» (которой она любила казаться в последние годы жизни), одетой в
теплый салоп, гуляющей в собственном парке с любимой собачкой. В портрете подчеркнуты
интимность настроения, домашняя простота.
Со временем у Боровиковского вырабатывается определенный
канон
женского
портрета
: поясной, редко поколенный срез портрета; героиня опирается на что-либо, например, на
тумбу; в руке – цветок или плод; одежды лёгкие, воздушные, пастельных тонов; задумчивое лицо;
фон природный; фигура располагается на стыке светлого (небо) и тёмного (деревья). Художник
любит сочетание белого с розовым или с голубым, жемчужно-серого с бледно-пунцовым, цвет
слоновой кости, тусклое золото, тона неясные, перламутровые, дымно-лиловые. Его живопись
отличается ясной пластичностью формы, изысканностью, прекрасной передачей воздушной
атмосферы. Повторяющиеся в портретах приёмы не мешают автору создавать конкретные
индивидуальные образы женщин разного возраста и положения.
Начало века в России было отмечено устремлением к героическому, возвышенно-
прекрасному, овеяно ощущением обновления. Неоднозначные события Французской революции
одновременно пугали и подогревали интерес и к либерализму, и к реформаторским устремлениям
молодого царя. Возродились просвещенческие идеи о идеальном обществе, проживающем в мире и
согласии, о воспитании чувства долга перед Отечеством и семьёй. Параллельно в искусстве набирает
силу новая волна классицизма –
неоклассицизм
. Наиболее отчётливо неоклассицизм проявился в
архитектуре (петербургский и московский ампир), меньше в живописи. Для Боровиковского рубеж
XVIII ─ XIX веков – время апогея его славы и появления новых, неоклассициских тенденций в
творчестве. В портретах художника наблюдается
стремление к большей определённости
характеристик, строгой пластичности, даже скульптурности форм
. Изнеженная
живописность сменяется выраженной объёмностью и звучностью плотных цветов.
Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных
несёт в себе черты прежнего и нового стиля
мастера. Данный портрет написан на фоне привычного для сентиментализма природного ландшафта.
Но здесь уже конкретная бытовая ситуация: в руках девушек ноты и гитара. Этот приём позднее
будет развит В.А. Тропининым. Бело-голубое и серое платья девушек, красно-коричневая плоскость
гитары, лилово-розово-сиреневая шаль, голубое небо и тёмная зелень – всё это большие локальные
цветовые пятна. Силуэты чётче, а объёмы выпуклее, чем на портретах 1790-х годов. Так начинался
период ампирного портрета.
В 1800 ─1810-х годах Боровиковский пишет в основном
семейные портреты
. При
сохранении индивидуальных черт персонажей в портретах прослеживается стремление к героизации
образов в соответствии с некими идеалами. Так, решение образов в
портрете графини А.И.
Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой
подчинено идеалу святости семейных уз.
Пластический язык необычайно лаконичен: линейный ритм построен на плавных текучих линиях,
монументальность усиливается выдвижением фигур на первый план, формы объёмны, статичны, что
подчёркнуто замкнутым интерьером, пришедшим на смену пейзажному фону прошлых лет.
Боровиковский писал как камерные, так и парадные портреты. Его по праву можно
считать историографом эпохи. Для парадных, в основном мужских, портретов художнику позируют
цари и царедворцы, военные и отцы церкви. Ценность таких портретов в передаче атмосферы
национального подъёма и гражданского идеала конца ХУШ - начала XIX века, что роднит их с
классицизмом или зарождающимся романтизмом. Однако и они несут в себе сентиментальный
настрой, чувственность и человечность. В своих портретах мастер умел сочетать условность