135
Шубин стремиться к полной передаче как материального, так и духовного облика
человека. Выразительность созданных им образов объясняется разнообразием художественных
средств и приёмов. Сложный абрис головы, её разворот, противоположный развороту плеч, точная
передача фактуры (плащ, кружева, парик), тончайшая моделировка лица (надменно прищуренные
глаза, породистая линия носа, ироничный изгиб губ) и более свободная лепка одежды - здесь многое
напоминает о стилистических приёмах барокко. Об этом же говорит противопоставление
динамичных и широких скульптурных форм бюста узкому круглому постаменту.
Шубин трактует своих персон в соответствии с просветительскими
идеями
обобщённоидеального героя
. Это свойственно для всех его работ
70-х годов
- произведений раннего
классицизма. С годами в образах Шубина будут усиливаться конкретность, жизненность и острая
характерность. Так
в портретах 90-х годов
, в частности
Ломоносова и Павла I, уже нет прежней
идеализации
. Живой ум, вдохновение, созерцательность и одновременно душевная мягкость,
простота видны в скульптурном портрете Ломоносова, лишенном всякой парадности. Незаурядным
произведением является портрет Павла I, в котором мастеру удалось сочетание правдивого
изображения карикатурности и, в то же время, своеобразного мрачного величия черт императора.
Жестокость на лице Павла при круговом осмотре неожиданно сменяется выражением
мечтательности и затаенной тоски.
Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве
Михаила Ивановича
Козловского (1753-1802)
. В своих произведениях скульптор постоянно обращался к теме
античности. Его
памятник А. В. Суворову
(1799 ─ 1801), созданный еще при жизни великого
полководца, не имеет портретного сходства – на гранитном пьедестале установлена фигура молодого
воина в античных доспехах, призванная аллегорически воплотить силу русского оружия. Гордый
поворот головы, изящность жеста придают образу полководца энергетику, мужественность и
благородство. Скульптура гармонично сочетается с цилиндрическим постаментом работы
архитектора А.Воронихина. Соединение мужественности и грации в обобщённом образе
национального героя полностью соответствует классицистическому пониманию героического.
Исследователи относят памятник Суворову к лучшим творениям русского классицизма наряду с
«Медным всадником» Фальконе и «Мининым и Пожарским» Мартоса.
Аллегорична и композиция
«Самсон, раздирающий пасть льва»
(1800 ─ 1802),
установленная в каскаде петергофских фонтанов и посвященная победе России над Швецией в
Северной войне. Переданная в сильном движении, напоминающая античные статуи Геракла и
титанические образы Микеланджело, мощная фигура Самсона олицетворяла грозную силу русского
оружия. Лев, пасть которого разрывает Самсон, символизировал Швецию (лев изображён на гербе
Швеции). Так средствами аллегории скульптор воспел славные победы отечественных армий. Как и
в других работах Козловского, в статуе Самсона сказались свобода в воспроизведении форм
человеческого тела, динамизм изображения.
Первая величина среди иностранных мастеров, работавших во II половине XVIII века в
России – француз
Этьен Морис Фальконе
(1716–1791), автор знаменитого
«Медного всадника»
. В
этом монументе, названном с лёгкой руки великого поэта, мастер выразил своё понимание личности
Петра I. Непревзойденная по художественной силе композиция в виде всадника на вздыбленном
коне являет собой образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора.
Художественный образ слагается из нескольких ракурсов. «Кумир на бронзовом коне»
предстаёт во всей своей мощи прежде, чем можно заглянуть ему в лицо. Он воздействует на зрителя
сразу своим силуэтом, жестом, мощью пластических масс и в этом проявляется действие законов
монументального искусства. Лицо всадника выражает торжество ясного разума и действенной воли.
Обращает на себя внимание импровизация с одеянием всадника – оно не греческое, не римское, не
французское и не русское. Сам скульптор отмечал по этому поводу: «Это одеяние героическое».
Отсутствие седла и стремян позволяет воспринимать всадника и коня как одно целое. По словам
Д.Дидро, «Герой и конь сливаются в прекрасного кентавра». Памятник стал символом не только
целой эпохи, но и судьбы России.
РАЗВИТИЕ ЖИВОПИСИ В XVIII ВЕКЕ