Стр. 10 - 2

Упрощенная HTML-версия

10
Личностно – атрибутивная.
Информационно – знаковая.
Концепция культуры как подсистемы всего общества.
Согласно
ценностной (аксиологической) концепции
, культура – это совокупность
материальных и духовных ценностей, имеющих свой аспект рассмотрения в структуре различных
наук.
Деятельностная концепция
берет во внимание, прежде всего, «человеческий фактор»
как духовную цель развития культуры, т.е. культура понимается как
способ жизнедеятельности
человека
. Таким образом, все, что создано человеком в отличие от природной данности, и сам
процесс создания мы будем называть культурой.
Личностно-атрибутивная
– представляет культуру как
характеристику самого
человека
.
Информационно-знаковая концепция
основывается на том, что культура –
совокупность знаков и знаковых систем
.
Концепция культуры как подсистемы общества
рассматривает культуру в качестве
такой
сферы общества, которая выполняет функцию управления общественными процессами
на нормативно - вербальном уровне
. В этом случае общество представляется как система,
изменения в одной из сфер которой приводят к соответствующим трансформациям в других
подсистемах.
В последнее время наиболее активно конкурируют между собой деятельностная и
ценностная концепции. В самом широком смысле слова культура – это все, созданное рукой и духом
человека (материальная и духовная культура), т.е. это «вторая природа», в отличие от первозданной
природы – натуры. Но можно ли считать культурой то, что создано человеком, однако вредно для его
жизни и опасно для природы? С точки зрения аксиологического подхода культурой может считаться
только то явление, которое служит благу человека, остальное – не более чем «цивилизация». В этом
смысле культура всегда была конструктивным элементом в истории человечества, помогающим ему
выживать и развиваться. Можно сказать, что культура – это исторически развивающаяся система
созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их
распространения, а также процесс самореализации личности и общества в различных сферах жизни.
Культура выполняет многообразные функции в жизни общества: продуцирование и
накопление духовных ценностей, разработка норм человеческой жизнедеятельности (регулятивная
или нормативная функция), выработка идеалов и целей, оценка действий человека (ценностная или
аксиологическая), обеспечение познания человеком окружающего мира (познавательная или
гносеологическая) и взаимодействия людей, передача информации на всех уровнях
(коммуникативная), физическое и психическое расслабление (релаксационная) и другие. Важнейшей
является функция исторической преемственности - сохранение и воспроизведение духовного опыта
человечества, передача его из поколения в поколение, а также его обогащение.
С учётом многообразия человеческой деятельности в культуре условно выделяют три
формы:
1. Материальная культура
– это культура труда и материального производства
(технологии производственной деятельности, вещественные плоды материального производства –
сельскохозяйственного, промышленного и ремесленного, технические сооружения, орудия труда,
обработка почв, пути сообщения и средства транспорта, связь и средства связи, оружие), культура
быта и места жительства (жилища, дома, деревни, города, одежда, утварь), физическая культура
(развитие речи, правила гигиены, физкультура и спорт, медицина), культура воспроизводства
человечества (способы поведения человека в сфере интимных отношений).
2
.
Духовная культура
включает в себя интеллектуальную культуру (проектирование
технических сооружений и машин, моделирование социальных преобразований и политического
устройства), познавательную (наука, знания о природе, обществе, человеке), педагогическую