3.
Особое место в учении Гиппократа занимали его морально-этические
установки -
«клятва Гиппократа».
Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891-1976) издал книгу о
Гиппократе, назвав ее «Факел».
Одновременно с этим появилось другое направление, предста-вители которого
происхождение болезни ставили в связь с изменением плотных составных частей
человеческого тела. Его назвали
солидарным
(solidus - плотный). Оно возникло на
основе атомистического учения Демокрита, по мнению которого, все тела,
составляющие природу, включая и человека, состоит из атомов - мельчайших
частиц. Болезнь же возникает как от изменения формы атомов, так и от
неправильного расположения их.
Безусловно, что приведенные взгляды на болезнь примитивны. Они не могли
раскрыть сущность болезни и способствовать разработке эффективного лечения
больных. Важно, что представители гуморального и солидарного направления
связывали развитие болезни с материальными изменениями тела человека.
Известный римский врач и естествоиспытатель Гален (II век н.э.) создал новую
теорию медицины, взяв самое существенное от Гиппократа и других видных
медиков прошлого. осителем жизни Гален считал пневму - жизненное начало,
поступающее в организм с воздухом и провляющееся в виде трех пневм:
психической
, находящейся в мозгу,
жизненной
- в сердце и
физической
- в печени.
Признавая 4 влаги по Гиппократу, Гален главное значение в возникновении болезни
придавал изменениям крови. Он считал, что между структурой органа и его
функциями имеется предустановленная гармония (элемент теологии), которая и
нарушается при болезни. Эти взгляды на болезнь сохранялись на протяжении
последующих 15 веков.
В период средневековья господствовали
виталистические взгляды
на болезнь,
развивавшиеся на основе схоластических рассуждений, согласно которым особый
вид жизненной силы -
«Архее»,
находящийся в желудке - определяет борьбу
организма с изменениями, вызванными болезнями. Медицина средневековья,
вооруженная идеалистическими установками и оторванными от жизни
представлениями, основанными на умозрительных рассуждениях, оказывалась
совершенно беспомощной в борьбе с различными заболеваниями.
Материалистические взгляды на болезнь в то время развивал выдающийся
представитель медицины Востока
Абу-Али Ибн-Сина
-
Авиценна
(980-1037). У него
были самые значительные к тому времени труды по медицине и главным среди них
был «Канон медицины», охватывавший вопросы анатомии, биологии, физиологии,
микробиологии и т.д. Он отдавал предпочтение наблюдению и опыту, проводя
эксперименты, признавал влияние на организм факторов внешней среды. Он
утверждал, что причинами ряда заболеваний являются мельчайшие невидимые
существа. Авиценна большое значение придавал типу телосложения человека и
требовал индивидуального подхода к каждому больному, так как каждый человек,
по его мнению, обладает своей особой природой.
аучное развитие медицины, и в частности нозологии, началось в эпоху
Возрождения. На прогресс медицины и формирование представлений о болезни
начинает сказываться влияние естественных наук: сначала химии, затем физики, а
позднее анатомии и физиологии. Тогда же возникают два направления в медицине:
к ятрохимическое (jatros - врач),
к ятрофизическое.
44