класси-фикация и номенклатура болезней, предложенная ВОЗ. Эта классификация
периодически подвергается пересмотру и уточнению.
В последние годы выделяют
частную нозологию,
которая изучает все те же
самые вопросы, что и общая, но только при конкретных заболеваниях.
2. Понимание болезни на разных этапах развития медицины
Болезнь существует давно - со времени возникновения человека. На сей счет
имеются доказательства двоякого рода:
• априорные, т.е. не основанные на фактах, а базирующиеся на суждениях и
умозаключениях;
• фактические (данные археологии и палеопатологии - изучение костей
древнего человека и бальзамированных трупов с обнаружением переломов, костных
опухолей и т.д.).
Целый ряд племен в настоящее время еще находится на уровне развития
каменного века и которые также имеют древние представления о болезни,
включающие три компонента:
1. Магический (колдовство).
2. Религиозный. Болезнь - это результат действия разгневанного божества.
3. Эмпирический. Наблюдения и некоторые факты принимаются за существо
болезни. Так возникло
онтологическое
(ontos - существо) представление о сущности
болезни, которая вызывается проникшим в оранизм человека каким-то существом.
Оно характеризовалось некоторой наукообразностью (счет чисел, расположение
светил и т.п.). В период рабовладения болезнь связывали с неблагоприятным
расположением светил, цифрой 13 и считали, что болезнь является результатом
действия на человека разгневанного божества. Так, до настоящего времени
сохранился термин «сглазить».
По мере развития культуры, особенно в древней Греции, письменности
появляется новое представление о сущности болезни -
гуморальное,
основоположником которого явился Гиппократ. В основе его взглядов лежит
философское учение Пифагора и Эпидокла. Они считали, что весь мир состоит из 4
элементов: воды, огня, земли и воздуха.
Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей (кости,
жилы, сосуды) и жидких влаг (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая).
Последние, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные
проявления и воздействуют на них. Он считал, что в строении человеческого тела
существует незримая гармония, выражающаяся в правильном смешивании жидких
влаг
(кразис)
организма, что характерно для здоровья. Нарушение правильного
смешивания влаг
(дискразия)
приводит к болезни. Он считал, что человек обладает
естественными силами, способными бороться против болезни. Природа, по мнению
Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призывал врача, прежде всего,
помогать природе.
Положительное в учении Гиппократа:
1. Сохранилась до наших дней терминология, предложенная Гиппократом
(нефрит, пневмония и др.).
2. Сохранились некоторые принципы лечения: кровопускание, дача
слабительных, потогонных.
43