КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
А. Тест-контроль (1-й уровень)
Б. Контрольные вопросы
1. Понятие о кислотно-основном состоянии и гомеостатических
механизмах его регуляции.
2. Физико-химические системы, участвующие в регуляции кислотно
основного состояния (краткая характеристика, механизмы действия).
3. Физиологические системы регуляции кислотно-основного состояния
(краткая характеристика).
4. Легочные механизмы регуляции кислотно-основного состояния, их
нарушения.
5. Почечные механизмы регуляции кислотно-основного состояния, их
нарушения.
6. Классификация нарушений кислотно-основного состояния по
патогенезу и степени компенсации.
7. Газовый ацидоз (причины, механизмы развития, компенсаторные
реакции, проявления).
8. Негазовый ацидоз (причины, механизмы развития, компенсаторные
реакции, проявления).
9. Газовый алкалоз (причины, механизмы развития, компенсаторные
реакции, проявления).
10. Негазовый алкалоз (причины, механизмы развития, компенсаторные
реакции, проявления).
11. Основные показатели КОС, их характеристика.
12. Изменение показателей кислотно-основного состояния при газовых
и негазовых ацидозах и алкалозах.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Оснащение занятия:
Набор тестов и задач для контроля исходного и конечного уровня
знаний. Таблицы по теме занятия (“Роль эритроцитов в газообмене и
регуляции КЩР”, “Роль почек в поддержании кислотно-щелочного
равновесия”), номограммы Зиггаарда-Андерсена.
ЗАДАЧИ
Задача №1.
Больной К., 60 лет, поступил в отделение реанимации и
интенсивной терапии в тяжелом состоянии. Из анамнеза известно, что
длительное время больного беспокоило чувство тяжести в эпигастрии,
отрыжка тухлым, за последний месяц похудел на 15 кг. В течение двух
последних дней была многократная обильная рвота. Больного беспокоит
жажда, тургор кожи снижен, повышена нервно-мышечная возбудимость,
отмечается тетания. При обследовании больного видны контуры
переполненного желудка, определяется шум плеска. ЧСС - 105 мин-1, АД
- 95/60 мм рт. ст. Анализ крови: эритроциты - 5,5 х 1012/л, лейкоциты -
100