73
proctospasmus, anatomia, laparotomia, dysplasia, hyperkeratosis, pulpectomia, anergia,
synergia, pancreatectomia, pharmacotherapia, neurolysis, myositis, glossorhaphia,
haematoma, keratoplastica, angiosclerosis, nephrostomia, splenitis, myoma,
glossoprivus, paediatria, geriatria, dysontogenesis, phthisiartia, gerontologia,
periadenitis, phonedoscopus, fibromatosis, gastrectasia, hydrotherapia, colostomia,
chondrolysis, thyreotropus, thoracocentesis, eutopia (
греч.
topos
место; нормальное
расположение),
ectopia, cholangioma, orchipexia, ulotomia, glossopexia.
2.
Напишите термины
с следующими значениями:
«измерение»: пропорций лица, тела, головы, черепа;
«исследование»: ротовой полости, носовой полости, матки, желчного пузыря, глаз;
«обусловленный отсутствием»: языка, селезенки, матки, зуба;
«удаление»: легкого, матки, желудка, зубной мякоти, зуба;
«рассечение»: десны, зубной мякоти, пищевода, трахеи;
«направленный, действующий на»: причину, тело, развитие, щитовидную железу;
3.
Образуйте на латинском языке термины с заданным значением:
фиксация почки, опущение языка, лечение водой, наложение устья на пищевод, учение
о внутренних органах, чревосечение, изображение зубов, изображение головного мозга,
удаление мякоти, рассечение грудной клетки, опухоль мышечной ткани, лечение зубов,
врачевание детей, восстановление речи, гнойная кожа, головная боль, послойное
изображение почек, нарушение развития зубов, наложение шва на твердое нёбо,
наложение шва на губу, распознавание, предвидение (знание наперед).
4.
Найдите несоответствия:
prosopectomia, odontolysis, dacryocystorhinostomia, gnathoschisis, oesophagoscopia,
prosopoptosis, pulpometria, uranorhaphia, odonteurysis, logoplastica, gnathoplastica,
aetioprivus.
Упражнения для самостоятельной работы
1.
Назовите греко-латинские дублетные обозначения следующих анатомо-
гистологических образований:
челюсть, верхняя челюсть, нижняя челюсть, подбородок, твердое нёбо, мягкое нёбо,
десна, язык, слезный мешок, слюна, слюнная железа, кровь, слеза, моча, гной, млечный
сок, глаз, рот, лицо, железа.
2.
Определите способ образования терминов. Выпишите, распределяя по двум
колонкам термины латинского происхождения и греческого происхождения.
Объясните значение терминов:
retropharyngeus
,
maxillolacrimalis, glossopharyngeus, hypoglossus, epimarginalis,
sublingualis, parodontium, adaptatio (
лат.
aptus
способный, удобный),
epithelium
(
греч.
thele
сосок; тонкая кожица; термин, образованный для обозначения тонкой
кожицы, покрывающей грудные железы и богатые папиллами губы; затем эпителием
стала называться ткань, покрывающая все свободные поверхности тела: кожу,
слизистые оболочки, серозные оболочки, железы и др.; эпителиальная ткань составлена
только из клеток и межклеточного вещества. По этой модели были созданы термины
mesothelium, endothelium
),
prognathia, progenia, retrogenia, retrognathia,
gnathoschisis, infraorbitalis, intralobularis, retrobuccalis, submandibularis, epiphysis,
antenatalis (
лат.
natus
рождение),
postnatalis, intranatalis.