16
antidotum
противоядие;
cuticula
кожица; соединение,
comissura
спайка;
mobilis
подвижный;
сuratio
лечение;
masticatio
жевание;
extractio
вырывание, извлечение
(зуба).
2.
Прочитайте. Выпишите слова, заимствованные из латинского языка и
употребляющиеся: 1) в обыденном языке; 2)в профессиональной речи врача.
Определите, есть ли разница в их значениях.
Аpparatus
прибор;
caries
гнилость, костоеда;
nervus
нерв;
tractus
путь (а также
волочение, непрерывная полоса);
radiatio
рассеивание лучей из одного центра;
radius
луч;
electivus
избирательный;
quadratus
четырехугольник
; enamelum
эмаль;
dentalis
зубной;
cementum
цемент;
inflammatio
воспаление;
morbus
болезнь;
oedema
(греч.) отек;
pneumonia
(греч.) воспаление легких;
spasmus
(греч.) судорога;
spasticus
судорожный;
doctrina
учение;
corona
коронка (зуба);
effectus
следствие,
результат действия;
sanatio
лечение;
сhronicus
длящийся во времени (затяжной);
circus
круг;
diffusus
распространенный;
juvenilis
юношеский;
senilis
старческий,
casus
ошибка, случай;
cognitio
ознакомление, знание;
disciplina
учение, воспитание;
praestigiosus
обманчивый;
сirculatio
круговорот, движение по кругу;
expertus
испытывающий, узнавающий по опыту;
abscessus
нарыв, гнойник;
cancer
рак;
аctus
действительность, действие;
coma
бессознательное состояние;
eczĕma
(греч.) лишай;
spasmus
(греч.) судорога;
aggressio
нападение, вред, ущерб;
analуsis
(греч.)
разложение сложного на простое, расчленение;
asbestos
(греч.)
огнестойкость;
spasticus
судорожный;
traumaticus
травматический;
ulcus
язва;
varix
венозный узел,
расширенная вена;
diaeta
образ жизни;
atomos
неделимый;
diffusus
распространенный;
mixtura
cмесь;
fructus
плод;
semen
семя,
sirupus
сироп;
experimentum
опыт;
сultura
обрабатывание, воспитание, развитие;
basis
ход,
движение, основа, подставка;
bacterium
, термин, созданный в 1838 от греч.
bakteria
палка;
blastos
росток, вырост, зародыш.
Упражнения для самостоятельной работы
1.
Прочитайте Введение. Составьте тезисное изложение прочитанного.
2.
Прочитайте вслух слова из предыдущих упражнений (1-2). Выпишите слова,
обозначающие части тела и органы.
3.
Напишите латинскими буквами слова, данные в русской транскрипции.
Прочитайте и переведите.
Нэрвус, макзилля, мандибуля, цэллюля, сангвис, капут, краниум, вэртэбра, букка,
дэкстэр, лярингс, корпус, гингива, кариес, субстанция, торакс, церебрум, хомо,
казус, апэкс, радикс, аля, регио, мускулус, увуля.
4
.
Определите этимологию следующих слов, используя материалы Приложения.
Солидный, капитальный, эксперимент, фруктовый, пролиферация, агония,
пассивный, телефон, протекция, рациональный, артериальный, латеральный,
радикальный, ригидный, социальный, сфера, камера, мобильный.
5.
Прокомментируйте письменно данный афоризм:
Qui scribit – bis legit
Кто пишет – дважды читает.