28
диагностике смерти от общего переохлаждения организма. Отморожения и их су-
дебно-медицинская оценка. Оледенение трупа, судебно-медицинское значение;
влияние атмосферного давления на организм человека. Патогенез и морфоло-
гические проявления горной (высотной) болезни, декомпрессионной (взрывной)
болезни и гипербарии (баротравмы легких) и их судебно-медицинская оценка;
причины смерти;
электротравма; механизмы воздействия технического и атмосферного электри-
чества на организм; танатогенез, морфологические проявления и условия, способ-
ствующие поражению электричеством;
общие сведения о поражающем действии лучистой энергии и вариантах ее воз-
действия на человека; судебно-медицинская диагностика повреждений и смерти
вследствие лучевого поражения.
3.
После опроса преподаватель разъясняет студентам об особенностях исследования
трупа при воздействии на него физических факторов. Указывает на важность све-
дений, полученных при первичном осмотре места происшествия: поза трупа, место
расположения, наличие источников открытого пламени либо задымленности,
наличие ледяной корки под трупом, несправной электропроводки и.т.д. Препода-
ватель зачитывает документы, доставленные с трупом для судебно-медицинского
исследования.
4.
При проведении судебно-медицинского исследования трупа преподаватель прово-
дит вскрытие с фиксацией внимания студентов на телесных повреждениях, харак-
терных для воздействия высоких и низких температур. Особое внимание обраща-
ется на морфологические признаки, обнаруживаемые при внутреннем исследова-
нии органов и систем, характерные для действия физических факторов. В ходе
вскрытия преподаватель объясняет необходимость забора внутренних органов для
проведения биохимических, химических и гистологических методов исследования,
показывает порядок забора и направления их в лаборатории. По окончании вскры-
тия обсуждаются его результаты и оформляется врачебное свидетельство о смер-
ти.
5.
После проведенного вскрытия студенты в учебной комнате самостоятельно со-
ставляют судебно-медицинский диагноз и выводы, формулируют ответы на по-
ставленные вопросы в постановлении.
6.
После проверки оформленных заключений преподаватель подводит итоги занятия.