частотный состав оказывают влияние также характер покрытия магистрали, ее рельеф
и другие факторы.
Распространение шума на жилую территорию зависит от типа ее застройки,
расстояния от транспортной магистрали, степени озеленения территории и вида
зеленых насаждений, а также от других планировочных, строительных и специальных
санитарно-технических мероприятий.
В условиях городской застройки шум регламентируется СН 2.2.4/2 1.8.562-96
«Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на
территории жилой застройки».
Подразделениями Роспотребнодзора осуществляется санитарно-эпидемиоло
гический надзор за шумовым режимом на жилых территориях. При этом для
определения шума, создаваемого транспортом на городских магистралях, в целях его
гигиенической оценки могут быть использованы как инструментальный, так и
расчетный методы.
Расчетный метод определения уровня транспортного шума
Метод заключается в вычислении уровня транспортного шума по таблицам,
составленным ЦНИИ градостроительства. В основу этих таблиц положены материалы
многочисленных измерений уровней шума на улицах ряда городов СССР при
одновременном подсчете проходящих по ним автомашин (транспортных экипажей),
определении состава транспорта и скорости движения его.
Достоинство данного метода состоит в том, что в отличие от инструментального он
позволяет рассчитывать ожидаемый уровень шума. Это необходимо при
проектировании шумозащиты в процессе планировки жилых территорий, а в практике
санитарного врача - при осуществлении предупредительного санитарного надзора за
строительством и реконструкцией населенных мест.
Расчетный метод может быть использован и при текущем санитарном надзоре в
случае отсутствия шумомера, а также как ускоренный способ, позволяющий быстро
получить представление о шумовом режиме на большом количестве транспортных
магистралей.
Полученные расчетным методом данные следует считать ориентировочными, лишь
в первом приближении характеризующими уровень транспортного шумового фона
населенного места. В каждом конкретном случае они должны быть откорректированы
путем проведения соответствующих инструментальных замеров. Однако в области
проектирования шумозащиты и при санитарно-эпидемиологическом контроле
расчетный метод определения уровня транспортного шума является незаменимым, так
как позволяет прогнозировать уровень транспортного шумового фона с достаточной
для этих целей точностью.
Принцип определения уровня транспортного шума расчетным методом
Расчет уровня транспортного шума, распространяющегося на территорию жилой
застройки, производится в дБА и осуществляется в два этапа:
1-й этап - вычисление ожидаемого уровня шума на самой транспортной
магистрали;
2-й этап - вычисление ожидаемого уровня шума в заданной точке жилой
территории, прилегающей к магистрали.