5.
Объясните значение следующих терминов. Напиши
те их на латинском языке
.
Тотальный, диффузный, симптом, продромальный, инкубационный,
альтернация, превентивный, спазматический, фиброзный, статич
ный, аневризма, астма, профилактика, респираторный, локализа
ция, дентификация, дентиция, дентура, перфорирующий, латентный,
реабилитация, аускультация, пальпация, перкуссия, стеноз, цирроз,
резекция, ампутация, диарея, толерантный, анамнез, прогноз, ди
агноз, фебрильный, контагиозный, эксудат.
6.
Прокомментируйте данный афоризм Гиппократа:
Vita brevis, ars longa, tempos praeceps, experimentum
periculosum, judicium difficile.
Жизнь коротка, искусство долго
вечно, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение
трудно.
Занятие 9
ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ
КЛИНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Терминоэлементы
Многие медицинские термины образуются путем сложения
основ, сочетающегося с суффиксацией. При этом чаще других
используется суффикс греческого происхождения
-ia.
Например,
haemorrhagia
в древнегреческом языке произведено сложением
двух основ
haem-
кровь +
rbagos
прорванный, разорванный +
ia.
В патологической анатомии и в комплексе клинических дисцип
лин один и тот же орган может обозначаться терминами как латинс
кого, так и греческого происхождения. В номенклатуре нормальной
анатомии это самостоятельное и, как правило, латинское слово, а в
патологической анатомии - ТЭ греческого происхождения. Гораздо
реже, и в той и в другой дисциплине, употребляется один и тот же
языковой знак, заимствованный из одного языка-источника, напри
121