Стр. 38 - 2

Упрощенная HTML-версия

рается в недостаток интеллигентных местных сил. Первый Сибирс­
кий университет в Томске становится явно недостаточным, чтобы
удовлетворить все культурные нужды такого обширного края, как
Сибирь. СтепнойКрай, как ближайший кЕвропейскойРоссии, в этом
росте шел, по-видимому, впереди остальной Сибири.
Население Омска иСтепного Края за время с 1897 по 1909 годы,
то есть приблизительно за первое десятилетие жизни Края после
проведенияСибирскойжелезнойдороги, увеличилось. По сравнению
с данными переписи 1897 г. население Омска возросло к 1910 г. по­
чти в 8 раз, а население области чуть ли не в 4 раза. Вот почему в
Омске и вообще в Степном Крае после открытия Томского универ­
ситета не переставали думать о высшем научно-учебном заведении
у себя дома, в своем Крае.
Постепенно и неуклонно мысль о создании ВУЗа вОмске крепла,
вопрос стал выливаться в формы более конкретные и реальные. В
Омской Городской думе начали раздаваться голоса о том, что пора
от слов перейти кделу, и передИмпериалистической войной вопрос
об открытии в Омске ВУЗа был поставлен в Думе в число очеред­
ных вопросов дня. К сожалению, война помешала делу. Затем в пе­
риодФевральской революции, в периодфеерического оживления об­
щественной мысли, когда по всей России прокатилась волна созда­
ния новых высших научно-учебных заведений, мысль о создании
ВУЗа в Омске вновь возродилась. В Городской Думе создается
«Комиссия по разработке и внесению на обсуждение Думы вопроса
об открытии университета в Омске». Гражданская война вновь тор­
мозит, но не хоронит уже начатого дела.
Итак, с 60-х годов прошлого столетия Степной край и, в частно­
сти, Омск живут мечтой о собственном ВУЗе. Когда открылись в
Омске нынешние сельскохозяйственный и ветеринарный институты
(открылись они под другими титулами), мечта отчасти была осуще­
ствлена. Общество получило некоторое удовлетворение. Но скоро
почувствовалось, что оно неполное. Открытые вузы удовлетворяли
довольно узкие социальные потребности практическойжизни. У об­
щества же в целом чувствовалась потребность в чем-то более ши­
роком, в ВУЗе, который шире бы охватил самого человека, со всеми
35