статута, Омского института природно-очаговых инфекций и др. В
мединститутах появились гигиенические факультеты, что означало
наступление периода более глубокой подготовки научных кадров
дифференцированно по коммунальной гигиене, гигиене труда, гигие
недетей и подростков, гигиене питания, эпидемиологии, социальной
гигиене. В этот ответственный период в полной мере проявились
педагогический, научный и организационный талант Леонида Ми
хайловичаМаслова.
ГодыВеликой Отечественной войны осложнили развитие гигие
нической науки, но послевоенный период дал новые возможности её
прогресса для решения более широкого круга вопросов - от созда
ния нового санитарного законодательства до обоснования прогрес
сивных концепций научных направлений, приемлемыхдля развития в
Сибири. Гигиена и санитария благодарны Л.М. Маслову зато, что в
этот ответственный период он, опираясь на опыт своих предшествен
ников, четко определил, что санитарная практика должна обеспечи
вать социально-экономическое развитие городов Сибири, а наука-
объединить в себе санитарные аспекты явлений и эксперименталь
нуюгигиену, особенно гигиеническое нормирование факторов малой
интенсивности окружающей среды. Как декан санитарно-гигиени-
ческого факультета Леонид Михайлович Маслов способствовал не
только развитиювсех направлений гигиены иэпидемиологии, но и их
единству, как это трактовали в своё время Г.В. Хлопин и Ф.Ф. Эрис-
ман. При этом, объединение усилий в развитии гигиены вСибири он
планировал также по пути интеграции всего его научного и практи
ческого потенциала.
В первую очередь внимание Леонида Михайловича привлекал
созданный в 1930 году в г. Новосибирске Западно-Сибирский крае
вой институт профзаболеваний. К 1955 году он из краевого научно-
исследовательского института санитарии и гигиены в угольной про
мышленности и металлургии был преобразован в Новосибирский
научно-исследовательский санитарный институт (ныне НИИ гигие
ны) Минздрава РСФСР. При этом прекрасные плоды дал союз двух
талантливых людей - профессора Л.М. Маслова и директора Ново
сибирскогоНИИсанитарного института кандидатамедицинских наук
155