отделении нейрохирургии) с включением разнообразных приемов меха
нотерапии, физиотерапии, лечебной гимнастики и т. п. при обязательной
углубленной психологической психотерапевтической работе.
Клинико-психологическое и социально-психологическое изучение сис
темы отношений личности больного, его установок, определение ожидае
мых от восстановительного лечения результатов с учетом течения ос
новного заболевания, решение проблемы «занятости» осуществляется
параллельно с восстановлением социально-бытовых навыков, сложных
вопросов семейной реабилитации, с обеспечением компенсаторных воз
можностей центральной системы с учетом состояния сердечно-сосудис
той, эндокринной системы, внутренних органов и на основе углубленного
изучения преморбида, восстановление коммуникативных связей.
Предварительные итоги комплексной восстановительной терапии
больных с последствиями нейротравмы и нарушения мозгового крово
обращения (афазии и гемипарезы -1 5% , гемипарезы — 9 %, различные
варианты пара- и тетрапа-резов - 21,5 %, другие виды нарушений - 2%)
показали повышение эффективности лечения больных, имеющих инва-
лидирующие осложнения. Этому способствовали различные ортопеди
ческие мероприятия, механотерапия, физиотерапия, массаж и лечебная
физкультура с участием подготовленных методистов (Е.М. Бжиский, Н.Г.
Алехина); патогенетическое восстановление обучения с целью возвра
щения больному навыков, бытового, профессионального, речевого обу
чения (Т.А. Соколова, В.И. Ланина). В 30 % наблюдений в восстанови
тельном периоде принимал участие сексопатолог (Г.П. Унчикова).
Психотерапевтический режим при участии подготовленных специа
листов (к.м.н. О.А. Семашко, Г. А. Власова) способствовал смягчению
неврологических реакций, привитию навыков управления эмоционально
вегетативных функций, регулированию сна, настроения, ориентированию
на трудовую деятельность. Предусмотрен более широкий выход боль
ных из отделения для посещения бальнеолечебницы, прогулок и отпуска
домой на выходной день, а также для поддержания больным производ
ственных отношений.
Трудовой процесс в соответствии с физическими возможностями по
страдавшего организуется как в индивидуальных условиях (для лиц,
обучающихся или занятых интеллектуальным трудом, например, в про
цессе возвращения к активной научно-исследовательской работе, обу
чению школьников, студентов в условиях стационара), так и в условиях
коллектива.
223