ми. По вопросу о научных силах и библиотеке мне припоминается
один эпизод из того периода прошлого, когда шла полемика: нужен
или не нужен университет Сибири? Тогда голоса, против открытия
университета раздавались не только из консервативного лагеря. Та
кие голоса слышались и от людей вполне «передовых». Одна из га
зет Приволжского Края первая выступила с такой приблизительно
конъюнктурой: а кто поедет в Сибирь учиться? Какой профессор
захочет ехать в Сибирь преподавать? Из кого будет состоять кон
тингент учащихся? Из недоучек сибирских гимназистов? Не даст
ли Сибирский университет вместо действительно культурных сил,
которыми Сибирь может быть удовлетворена из ВУЗов Европей
ской России, особый тип «полуобразованного азиатца»? Эта мысль
была подхвачена частью и другой прессы (Отеч. Записки и др.)
и боязнь «полуобразованности» будущих питомцев Сибирского уни
верситета смущала многих искренних друзей науки. В момент уче
та возможностей создания Мед.ВУЗа в Омске этот эпизод неволь
но всплывал в памяти. Действительно думалось, не создадим ли
мы в Омске, при той реальной обстановке, которая имелась тогда,
вместо высшего научно-учебного учреждения, что-нибудь в роде
повышенного типа фельдшерской школы?
Казалось, что в наличных тогда условиях и перспективах
Мед.ВУЗа в Омске создать нельзя. А когда выявилось еще, что
во главе инициативной группы становятся люди пришлые, не свя
занные кровно с Краем и незнакомые с традициями его по этому
вопросу, многие, кто раньше мечтал о Мед. ВУЗе в Омске, в том
числе и значительная часть местных врачей, отошли в сторону.
Многие — даже с затаенным недружелюбным чувством. Они бо
ялись за свою мечту, —боялись за саму идею Мед.ВУЗа в Омске.
Однако, инициативное собрание, все обсудив и все учитывая, веря
отчасти только в себя, а больше надеясь на общественность, на ее
чутье, на скрытые в ней культурные силы, - решило: «Мед.ВУЗ
открыть! Строить базу, искать работников... ».
* * *
При решении вопроса об открытии медицинского института
в Омске принималась во внимание уже существующая практика
создания ВУЗов.
24