Стр. 32 - 2

Упрощенная HTML-версия

ми. По вопросу о научных силах и библиотеке мне припоминается
один эпизод из того периода прошлого, когда шла полемика: нужен
или не нужен университет Сибири? Тогда голоса, против открытия
университета раздавались не только из консервативного лагеря. Та­
кие голоса слышались и от людей вполне «передовых». Одна из га­
зет Приволжского Края первая выступила с такой приблизительно
конъюнктурой: а кто поедет в Сибирь учиться? Какой профессор
захочет ехать в Сибирь преподавать? Из кого будет состоять кон­
тингент учащихся? Из недоучек сибирских гимназистов? Не даст
ли Сибирский университет вместо действительно культурных сил,
которыми Сибирь может быть удовлетворена из ВУЗов Европей­
ской России, особый тип «полуобразованного азиатца»? Эта мысль
была подхвачена частью и другой прессы (Отеч. Записки и др.)
и боязнь «полуобразованности» будущих питомцев Сибирского уни­
верситета смущала многих искренних друзей науки. В момент уче­
та возможностей создания Мед.ВУЗа в Омске этот эпизод неволь­
но всплывал в памяти. Действительно думалось, не создадим ли
мы в Омске, при той реальной обстановке, которая имелась тогда,
вместо высшего научно-учебного учреждения, что-нибудь в роде
повышенного типа фельдшерской школы?
Казалось, что в наличных тогда условиях и перспективах
Мед.ВУЗа в Омске создать нельзя. А когда выявилось еще, что
во главе инициативной группы становятся люди пришлые, не свя­
занные кровно с Краем и незнакомые с традициями его по этому
вопросу, многие, кто раньше мечтал о Мед. ВУЗе в Омске, в том
числе и значительная часть местных врачей, отошли в сторону.
Многие — даже с затаенным недружелюбным чувством. Они бо­
ялись за свою мечту, —боялись за саму идею Мед.ВУЗа в Омске.
Однако, инициативное собрание, все обсудив и все учитывая, веря
отчасти только в себя, а больше надеясь на общественность, на ее
чутье, на скрытые в ней культурные силы, - решило: «Мед.ВУЗ
открыть! Строить базу, искать работников... ».
* * *
При решении вопроса об открытии медицинского института
в Омске принималась во внимание уже существующая практика
создания ВУЗов.
24