Стр. 31 - 2

Упрощенная HTML-версия

довольно узкие социальные потребности практической жизни. У об­
щества же в целом чувствовалась потребность в чем-то более широ­
ком, в ВУЗе, который шире бы охватил самого человека, со всеми
его потребностями и запросами. Вновь возродилась, как жила она
составной частью в прежних мечтах об университете, мысль о меди­
цинском факультете. Тогда думалось, что организовать факультет
при одном из наличных уже ВУЗов легче, но быстро мысль эта
оформилась в самостоятельный ВУЗ: «МедВУЗ,— Медицинский
институт».
Из воспоминаний И. П. Законова: «Мысль о Мед.ВУЗе ро­
дилась в период наивысшего напряжения в Сибири гражданской
войны, — в период прихода в Омск «второй красной власти», в зи­
му 1919-1920 г. Я хорошо помню первое заседание «Инициативной
группы» в здании Сан. Упра (позднее здание Сибздрава), на Ко-
куйской улине. Стояли морозы. Помещение, где собралась группа,
стояло не отоплено. Через него только что в боевом порядке про­
шли и белые, и красные войска... Короче: здание представляло
вид как-бы только что оставленного бивуака. И вот здесь под ве­
чер, в одной из пустых комнат, достали откуда-то скамейку, и от­
крылось заседание. Здесь был поставлен вопрос: быть или не быть
тогда еще «Мед. факультету» в Омске? Холод, сумерки, вся обста­
новка разрухи, все это тогда не импонировало вопросу. Невольно
в голове копошилась мысль: «Да стоит ли сейчас ставить этот во­
прос?» И тогда, когда оценивалось положение, пугала всех, преж­
де всего, общая экономическая разруха, при которой материаль­
ную базу, каковой в наличности совершенно не было, для будуще­
го ВУЗа создать казалось, абсолютно невозможным. Учитывалось
и другое. Тогда везде у широких слоев населения на первый план
выступали совершенно другие интересы, заботы об удовлетворении
других жгучих потребностей момента. Тогда не в редкость было
слышать: «Не до высшего теперь образования, да и вообще не до
учения». Слышались и такие голоса: «России сейчас не ВУЗы нуж­
ны, а техникумы: создать техников — вот задача времени». Учиты­
валось и третье обстоятельство: а где возьмем мы научные силы
для ВУЗа? Откуда возьмем библиотеку, без которой ВУЗ как науч­
ное учреждение не мыслился. Библиотека — склад вековых мыслей
человечества. Ведь каждая новая научная мысль корнями уходит
и этот склад ценностей, питается ими и не мыслима вне связи с ни­
23