Стр. 136 - 2

Упрощенная HTML-версия

общительный, энергичный, блестящий оратор, обладал незаурядны­
ми организаторскими способностями.
Профессор Д. Н. Журавлев — физиолог пользовался боль­
шим авторитетом среди студентов. Его лекции были праздником.
Он окидывал слушателей острым взглядом прищуренных глаз, рас­
сказывал о функциональных изменениях организма при болезни,
о том, насколько важно врачу вовремя подмечать эти изменения,
чтобы определить ее в ранней стадии.
С огромным интересом студенты слушали лекции зав. кафедрой
общей биологии и паразитологии профессора А. П. Скабичевского.
Высокий, худощавый с остроконечной {>ородкой читал он ярко, с за­
поминающимися примерами о возбудителях многих паразитарных
болезней, являющихся в те годы бичом трудового народа.
Курс терапии мы начинали в клинике одного из лучших тера­
певтов того времени — профессора Н. Д. Либерова. Это был кли­
ницист высокого ранга. На всех его лекциях мы, студенты, сидели,
буквально затаив дыхание: такой глубиной, яркостью, логической
красотой отмечались его клинические разборы больных.
Вспоминая своих учителей, с чувством глубокой благодарно­
сти признаешь, основами клинического мышления мы овладели
в первую очередь в клинике.
Помню, как Николаем Дмитриевичем в клинике был поставлен
один диагноз, а на вскрытии определилось значительное расхожде­
ние между клиническим и патологическим диагнозом. Нам ни сло­
ва не сказал Николай Дмитриевич. А на следующий день на лекции
он проникновенно, скрупулезно разобр.ал причины допущенных ди­
агностических ошибок. Этот откровенный, самокритичный разбор
произвел на всех неизгладимое впечатление. Все сказанное было
настолько искренне, поучительно, чтс в наших глазах авторитет
любимого прюфессора еще более вырос, еще более окреп. И когда-
то я лично впервые осознала всю глубину гордых слов блестящего
хирурга прошлого века Т. Бильрота: «Только слабые духом, хваст­
ливые болтуны и утомленные жизнью (Зоятся открыто высказаться
о допущенных ими ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать
лучше, тот не испытывает страха перед сознанием своей ошибки».
Моим учителем в области педиатрии была незабвенная профес­
сор Ольга Дмитриевна Соколова-Пономарева. Она прошла нелег­
кий жизненный путь от врача амбулатории Томской железной до­
116