гибания. Дальше следовало осторожное выведение головки над промеж
ностью и освобождение плечиков. Отделив ребенка от плацентарного
конца пуповины, сестра совершила необходимый ребенку туалет, не при
меняя ванны и, по отсасыванию с помощью катетера слизи изо рта и носа
ребенка, перевязке пуповины и взвешиванию, одела нижнюю часть тела
его в пеленки, а на верхнюю надела теплую распашенку, надевающуюся
спереди. Головка новорожденного, как и вообще принято в родильных
домах, осталось непокрытой. Совершив туалет ребенку, сестра возврати
лась к матери и установив отделение плаценты, выжала послед по Crede.
Далее, следовал туалет родильницы, и последняя довольно скоро была
увезена в палату родильниц. При прорезывании головки половая щель
изредка протиралась ватой, смоченной в сулемовом растворе, и несколь
ко раз переменялась вата, защищающая растянутый anus.
Купание новорожденных не производится до отпадения у них пупови
ны, роженицы выписываются обычно на 7—8-й день.
Вдобавление к сказанному об организации родильных отделений, дол
жен сказать, что отдельных детских при них обычно не имеется, и дети
остаются с матерями в палатах для родильниц, будучи положенными в
особые корзинки, привешенные к ножному концу кровати матери.
Виденные мною акушерские операции, как краниотомия, щипцы и пр.
проделывались с соблюдением всех правил асептики в перчатках.
Попутно с ознакомлением с клиниками, я интересовался постановкой
в них преподавания.
Как правило, преподавание ведется по лекционному методу, при чем
такие дисциплины, как акушерство и гинекология, читаются не только
профессором, возглавляющим кафедру в соответствующем университе
те, но иногда и рядом его ассистентов, получивших звание приват-доцен
та или профессора. На долю профессора, директора клиники выпадает
чтение основных тем дисциплины, в то время как пропедевтическая часть
курса, отдельные главы его распределяются для чтения между его по
мощниками. Чтение курса, как и его отдельных глав, сопровождается раз
личного рода демонстрациями.
Как пример демонстративности одной из лекций виднейшего клини
циста по нашей специальности, я приведу виденное мной на лекции проф.
Sellheim 'а.
Здесь на протяжении одного часа и 10 минут, отведенных для
лекции по расписанию, была продемонстрирована больная с неоперабиль-
ным раком матки, одна—с фибромиомой матки и одна больная—с вос
палительными изменениями в придатках. Здесь же на лекции были про
демонстрированы нормальные роды у первороженицы, своевременное
прорезывание головки ребенка которой подталкивалось энергичным вы
жиманием по Kristeller’y. Далее, одним из студентов, под руководством
врача здесь же был вскрыт гнойный мастит у родильницы. Проф.
Sellheim
,
72