Грязнова Л. А. изложение теоретического курса по этим клиникам было
начато только в марте прибывшим профессором И. Ф. Козловым.
Учебный план в отчетном году, как и в предшествующем, проводился
кафедрами Института под руководством Учебного Совета и предметных
комиссий, организованных согласно Положению о ВУЗах. Предметных
Комиссий было 6: социально-экономическая, биологическая, анатоми
ческая, химическая, патологическая и Клинический Совет с двумя его
секциями—терапевтической и хирургической. Учебный Совет и предмет
ная комиссия в отчетном году интенсивно регулярно работали над выяс
нением различнейших вопросов по проведению Учебного плана. Глав
нейшим же предметом их деятельности в отчетном году была плановая
работа по изысканию лучших методов преподавания - работа, которая в
Институте началась еще с осени 1923 года. В отчетном году все кафедры
Института приняли участие в изыскании лучших методов преподавания;
работа кафедр в этом направлении шла под лозунгом - найти такие ме
тоды преподавания, какие могли бы в условиях реальных возможностей,
представленных наличным штатом и учебно-вспомогательными учреж
дениями, активировать усвоение студенчеством медицинских знаний. Ра
бота эта в отчетном году протекала с должной осторожностью, как и в
предшествующем году, но более широко вследствие того, что преподан
ные в феврале и марте 1924 года Научно-технической секцией ГУСа, а
тезисы по реформе медицинского образования осветили горизонт рефор
мы, который до этого Институтом нащупывался только, можно сказать,
ощупью.
Работа кафедр в области реформы медобразования, проделанная в
отчетном году, свелась, в общем, к следующим изменениям методов пре
подавания:
1. В отношении лекций. Число их по многим кафедрам сократилось, да
и самые лекции в большинстве случаев изменили свой характер: они
или являются вводными, или заключительными, а в тех случаях, ког
да курс проходится преимущественно лекционным способом, то на
них излагаются основные положения дисциплины или им придается
характер собеседования.
2. В отношении практических занятий. Они значительно увеличились в
числе, были введены заново по ряду дисциплин, по которым в пре
жнее время их не было.
3. Значительно увеличена самодеятельность студентов, что достигает
ся втягиванием их в производственную и исследовательскую работу.
В результате этих изменений и дополнений в методике преподавания,
проведенных с учетом всех реальных возможностей, все кафедры Инсти
тута в от четном году по применяемым методам преподавания распреде
лялись на следующие группы: пять кафедр пользовались лекционным
методом по преимуществу; по 3-м кафедрам лекций совершение не чита
40