Задача № 4.
Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу
туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение
2 лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при
падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного
питания.
Что явилось причиной заболевания? Какие условия способствовали
развитию заболевания?
Задача№ 5.
Больной 16лет доставлен в больницу в тяжелом состоянии
с термическим ожогом II степени (площадь ожога достигает 30 %
поверхности тела). Сознание помрачено, АД - 80/50 мм рт. ст., пульс
120 м и н 1, слабого наполнения, дыхание частое и поверхностное,
температура тела - 37,7° С. Анализ крови: эритроциты - 5,5 х 1012/л, НЬ -
170 г/л, показатель гематокрита - 0,52 л/л, лейкоциты - 20 х 10д/л.
Каковы механизмы выявленных нарушений? Какой вид шока развился
у больного? Каково значение гемоконцентрации, развившейся у
больного?
Тема: Болезнетворное действие физических и химических
этиологических ф акторо в на ор гани зм _________________
Различные факторы внешней среды могут стать болезнетворными для
человека. Это возможно в случае отсутствия в организме человека
механизмов адаптации к данному воздействию (при действии
чрезвычайных, по Павлову, факторов), в случае, когда сила воздействия
обычного фактора внешней среды превышает адаптивные возможности
организма (при действии обычных, по Павлову, факторов в необычных
дозах) или в случае изменения реактивности организма (при действии
индифферентных, по Павлову, факторов). Зачастую человек подвергается
сочетанному воздействию различных факторов, что усложняет
механизмы и увеличивает тяжесть патологических изменений (солнечный
удар, лучевая болезнь).
Выраженность болезнетворного воздействия зависит не только от
характеристик самого этиологического фактора, но и от ряда условий,
которые нередко имеют решающее значение в реализации патогенного
действия факторов внешней среды. Для человека особое значение в
формировании болезнетворных комплексных влияний имеют социальные
факторы (условия труда и быта, микроклимат в коллективе, характер
питания, войны и др.).
Знание возможных последствий патогенного воздействия факторов
14