ПРЕДИСЛОВИЕ
Многолетний опыт проведения государственных экзаменов
по педиатрии показал, что выпускники имеют достаточные зна
ния по этиологии, патогенезу, клинической симптоматике тех
или иных заболеваний у детей, но недостаточно уверенно справ
ляются с вопросами оказания неотложной помощи. Это и побу
дило сотрудников кафедр педиатрии и детской хирургии подго
товить учебное пособие для студентов и педиатров-интернов с
целью повышения их уровня знаний по интенсивной терапии и
реанимации различных заболеваний, встречающихся в детском
возрасте.
Изложение учебного пособия строилось по единому принци
пу. Кратко приведены причины и клинические признаки неот
ложных состояний. В то же время основное внимание уделено
практическому алгоритму действий медицинских работников на
догоспитальном и госпитальном этапах оказания экстренной по
мощи детям. Подробно представлены организационно-
методические аспекты ведения ургентных больных, прежде всего
с хирургической патологией.
В пособии приведены лекарственные препараты, наиболее
широко используемые педиатрами и хирургами при оказании не
отложной помощи детям.
Содержание учебного пособия отражает современный уро
вень медициских знаний по методам и формам реанимации и ин
тенсивной терапии на этапах врачебной и специализированной
медицинской помощи детям.
Авторы будут признательны за любые конструктивные заме
чания, которые позволят усовершенствовать данное учебное по
собие в будущем.
6