Основы стоматологии
сформированные аномалии развития зубочелюстной сис
темы. У детей школьного возраста частота аномалий со
ставляет 25% вне зависимости от года (Грекова Л. Н. 1970).
Этот показатель увеличивается с каждым годом жизни.
Увеличение частоты зубочелюстных аномалий особенно
заметно с началом смены зубов. Большая распространен
ность зубочелюстных аномалий делает ортодонтию соци
ально значимой проблемой, учитывая большой объем вра
чебной помощи и материальных затрат. Пороки развития
зубочелюстной системы наблюдаются реже и выявляются
с частотой 1: 1000 новорожденных. Однако отмечается тен
денция к их росту.
Развитие аномалий и деформаций зубочелюстной сис
темы, многообразие их форм, трудоемкость и сложность
лечения ставят одной из первоочередных задач изучение
причин развития этих патологических состояний и возмож
ностей их профилактики. Причинность —есть генетичес
кая связь между отдельными состояниями видов и форм
материи в процессах ее движения и развития.
Следствие, определяясь причиной, оказывает обратное
воздействие на нее. Причина действует в определенных ус
ловиях. В зависимости от условий одно и то же явление мо
жет порождаться различными причинами, и наоборот, одна
и та же причина может приводить к различным следствиям.
Рассмотрим отдельные причины развития зубочелюстных
аномалий (деформаций), как бы вырвав каждую из них, что
бы лучше понять возможности предупреждения развития
неблагоприятного следствия. В то же время мы всегда дол
жны помнить, что причины, воздействующие на один и тот
же организм, многообразны, действуют они в самых различ
ных условиях, отсюда и многообразие вызванных ими след
ствий —зубочелюстных аномалий (деформаций).
100