ческих факторов, отражаемых в медицинских документах врачами-кли-
ницистами и морфологами. Это дает возможность клиницистам и пато
логоанатомам говорить на одном языке. Именно таким рабочим инстру
ментом согласованного конструирования и толкования диагноза клини
ческого (стационарного и поликлинического) и патологоанатомического
является МКБ-Х, поскольку принципы построения диагноза по каждому
из необходимых параметров, предусмотренных статистической классифи
кацией, сформулированы в этом руководстве.
Наш многолетний опыт анализа качества поликлинической, клиничес
кой и патологоанатомической диагностики [2, 4, 5] показывает, что ос
новная трудность названного сопоставления заключается в «усеченнос-
ти» формулировок в клинической диагностике, обусловленной некоррек
тностью применения требований МКБ, отсутствием в диагнозах имею
щейся полипатологии у пожилых людей и стариков. Особенно часто это
происходит в поликлинике. Однако если в диагнозе неадекватно отраже
на имеющаяся патология, то не может проводиться в полном объеме и
необходимой направленности лечение. И сегодня актуальным остается
постулат, согласно которому «.. .правильным клиническим диагнозом сле
дует считать такой, за которым следуют целесообразные направления и
полные, при данных обстоятельствах, лечебные и профилактические ме
роприятия, поэтому необходим диагноз своевременный (ранний) и пол
ный (развернутый), логически верный, нозологический, этиологический
и патогенетический» [1].
Для изучения мнения врачей о современной оценке МКБ-Х проведено
анкетирование, в ходе которого опрошено 596 специалистов: 165 хирур
гов, 163 терапевта, 168 педиатров и 100 патологоанатомов.
При анализе опросных листов установлено, что постоянно на рабочем
месте есть комплект книги МКБ-Х или её электронная версия - 44,0%
патологоанатомов, 12,1% хирургов, 6,8% терапевтов, 10,1% педиатров,
что свидетельствует о недоступности для большинства опрошенных спе
циалистов применения этого руководства в своей рутинной практичес
кой работе [2]. При этом высказали потребность в дополнительной под
готовке и совершенствовании в практическом применении МКБ-Х 87,0%
опрошенных патологоанатомов, 76,4% хирургов, 58,9% терапевтов, 81,0%
педиатров. Считают нецелесообразным такое обучение лишь 8,0% пато
логоанатомов, 18,8% хирургов, 6,8% терапевтов и 12,5% педиатров.
По нашему мнению, это свидетельствует, во-первых, об осознании боль
шинством врачей своей недостаточной осведомленности в адекватном
использовании МКБ-Х для диагностики и, во-вторых, понимании необ
ходимости в пополнении своих знаний в этом деле.
Кроме того, выяснилось, что ни в одном из классов диагностики, су
ществующих в МКБ-Х, свободно не ориентируются, применительно к
65