Стр. 20 - 2

Упрощенная HTML-версия

большей достоверностью утвердиться еще одной диагностической вер­
сии. Именно эта творческая составляющая интеллекта врача, как считают
[3, 5, 10, 18], превращает научный поиск в искусство врачевания, делая
клиническую медицину одновременно и наукой, и искусством.
Расширенное толкование понятия о клиническом мышлении, его
кон­
цепция, с нашей точки
зрения, может быть изложена следующим обра­
зом:
Клиническое мышление-это особая форма человеческо­
го познания для постижения прнроды болезни у конкретно­
го
и н д и в и д у у м а
(объекта познания), ее прогноза и необхо­
димого для того врачевания.
Оно
формируется при изуче­
нии медицины у постели больного, совершенствуется пос­
ледующей практикой и отличается своеобразной направлен­
ностью умственной деятельности (интеллекта) практикую­
щего врача (субъекта познания), которая характеризуется со­
пряжением клинических наблюдений и результатов паракли­
нических исследований с теоретическим багажом и личным
опытом (интуицией) клинициста. Такое сопряжение порож­
дает в его сознании диагностические гипотезы, ориентиру­
ющие в проводимой терапии, которые, по мере выявления
новых фактов, сменяют друг друга до верификации одной
из них. Тогда последняя становится клиническим диагно­
зом, что дает основание для формулировки прогноза и оп­
ределяет дальнейшее лечение.
Ключевыми словами в предлагаемой логической конструкции следует
считать
такие: форма познания
,
постижение
,
объект и субъект позна­
ния
,
направленность интеллекта
,
теоретический багаж
,
сопряжение
,
диагностическая гипотеза
,
верификация диагноза.
При этом под теоре­
тическим багажом и интуицией клинициста следует понимать не только
теоретические знания, лежащие в основе понимания наблюдаемых явле­
ний, и собственный опыт, индуцирующий аналогичные впечатления ра­
нее виденного [3,14], но также и «... отношения врача (гносеологическое
и этико-эстетическое) к ним» [2].
Краткая формулировка этого понятия, его
дефиниция
, нами предлага­
ется в такой редакции:
Клиническое мышление есть особая форма человеческо­
го познания, формируемая и совершенствуемая в определен­
ных условиях, которое обеспечивает глубокое постижение
21