большей достоверностью утвердиться еще одной диагностической вер
сии. Именно эта творческая составляющая интеллекта врача, как считают
[3, 5, 10, 18], превращает научный поиск в искусство врачевания, делая
клиническую медицину одновременно и наукой, и искусством.
Расширенное толкование понятия о клиническом мышлении, его
кон
цепция, с нашей точки
зрения, может быть изложена следующим обра
зом:
Клиническое мышление-это особая форма человеческо
го познания для постижения прнроды болезни у конкретно
го
и н д и в и д у у м а
(объекта познания), ее прогноза и необхо
димого для того врачевания.
Оно
формируется при изуче
нии медицины у постели больного, совершенствуется пос
ледующей практикой и отличается своеобразной направлен
ностью умственной деятельности (интеллекта) практикую
щего врача (субъекта познания), которая характеризуется со
пряжением клинических наблюдений и результатов паракли
нических исследований с теоретическим багажом и личным
опытом (интуицией) клинициста. Такое сопряжение порож
дает в его сознании диагностические гипотезы, ориентиру
ющие в проводимой терапии, которые, по мере выявления
новых фактов, сменяют друг друга до верификации одной
из них. Тогда последняя становится клиническим диагно
зом, что дает основание для формулировки прогноза и оп
ределяет дальнейшее лечение.
Ключевыми словами в предлагаемой логической конструкции следует
считать
такие: форма познания
,
постижение
,
объект и субъект позна
ния
,
направленность интеллекта
,
теоретический багаж
,
сопряжение
,
диагностическая гипотеза
,
верификация диагноза.
При этом под теоре
тическим багажом и интуицией клинициста следует понимать не только
теоретические знания, лежащие в основе понимания наблюдаемых явле
ний, и собственный опыт, индуцирующий аналогичные впечатления ра
нее виденного [3,14], но также и «... отношения врача (гносеологическое
и этико-эстетическое) к ним» [2].
Краткая формулировка этого понятия, его
дефиниция
, нами предлага
ется в такой редакции:
Клиническое мышление есть особая форма человеческо
го познания, формируемая и совершенствуемая в определен
ных условиях, которое обеспечивает глубокое постижение
21