Р А З Д Е Л П Е Р В ЫЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫСОВРЕМЕННОЙКЛИНИКИ
ВНУТРЕННИХБОЛЕЗНЕЙ
УДК 616.+155.5+165+371.302+141
А.В. Шлычков
ОБУЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОМУМЫШЛЕНИЮ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ И ЕГОПРИМЕНЕНИЕ
В ПРАКТИЧЕСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Омская государственная медицинская академия
,
кафедра внутренних болезней и семейноймедицины ЦПДО
Резюме.
Изложена оригинальная концепция клинического мышления,
в основе которой - гносеологические аспекты постижения природы
болезни как условие достоверной диагностики и успешного врачева
ния. Названы оптимальные дидактические приемы иметоды его осво
ения на додипломном этапе обучения и последующего совершенствова
ния в деятельности практикующего врача. Указаны пути минимиза
ции издержек или формального применения этого инструмента враче
вания в работе клинициста.
Ключевые слова:
клиническое мышление, врачевание
,
постижение
,
объект и субъект познания
,
дидактика
,
прагматизм
,
теоретический
базис
,
интуиция
,
клинические проявления
,
параклиника
,
сопряжение
,
диагностическая гипотеза
,
верификация диагноза.
Понятие о
клиническом мышлении
, что называется, «на слуху» у каж
дого студента старших курсов медицинского вуза и любого специалиста,
профессия которого связана с врачеванием. Его смысл очевиден для каж
дого из них, однако нередко по разному трактуется. И причин для того
немало. По своей природе они могут быть объективными и субъективны
ми. К первым следует отнести врожденные психофизиологические осо
бенности студента или врача и мастерство обучавших их преподавателей,
а также своеобразие профессиональной деятельности специалиста. Ко
15