хронического опыта. Для изучения патологических процессов использу
ют следующие основные методы эксперимента:
- метод выключения - удаление или повреждение какого-либо органа (хи
рургическое, химическое, механическое) и сравнение появившихся сим
птомов с клинической картиной заболевания при предполагаемом по
ражении функции того же органа у человека (удаление поджелудочной
железы, введение аллоксана или дитизона - сахарный диабет);
- метод включения - введение в организм животных различных веществ,
экстрактов из тканей, гормонов и сравнение этих результатов с резуль
татами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях чело
века (введение тиреоидных гормонов - симптомы тиреотоксикоза);
- метод раздражения - путем различных воздействий изменяют функции
того или иного органа (например, при раздражении блуждающего не
рва возникает брадикардия);
- метод изолированных или “переживающих"’ органов (изолированное
сердце, печень, легкие и т.д.) позволяет оценить истинный характер,
глубину повреждения этого органа и его вклад в развитие недостаточ
ности кровообращения, пищеварения, дыхания и т.п.;
- метод парабиоза - соединение и совместное функционирование двух
животных (парабионтов), что позволяет выяснить ряд вопросов о гу
моральной или нервной природе различных воздействий на организм;
- метод тканевых культур (эксплантации) позволяет изучать процессы ма-
лигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов;
- метод сравнительной патологии - изучение в сравнительном (эволюци
онном) аспекте лихорадки, воспаления, гипоксии и т.д.
Используются и другие методы исследования на животных. Кроме вида
животного и метода исследования, важное значение имеет вид наркоза,
выбор приборов и соответствующего инструментария. Например, обмен
ные процессы изучаются с использованием ФЭК, спектрофотометра, флю-
ориметра, газоанализатора, хроматографа и т.д.; структура - с помощью
световых и электронных микроскопов; функции - с помощью электроэн
цефалографа, электрокардиографа, реографа, эхокардиографа и т.д.
Параллельно ставятся
контрольные
эксперименты, которые должны
отличаться лишь одним условием от опытов. Если контроль отличается
от опыта по двум условиям - эксперимент грязный, а по трем - это просто
невежество.
В эксперименте, в отличие от наблюдения, пытаются воспроизводить
патологические процессы, синдромы, болезни; создавать особые усло
вия; изучать причины и следствия, патогенез; усиливать одни функции и
ослаблять другие; апробировать новые лекарственные препараты.
Осуществление эксперимента сопряжено со многими трудностями, ко
торые обусловлены сложностью патологических процессов; необходи
12