тензию, клонические судороги, почечную и печеночную недостаточность),
а также адекватные модели отдельных заболеваний человека (пневмо
нии, атеросклероза, инфаркта миокарда, некоторых инфекционных забо
леваний и т.д.). Вместе с тем следует отметить, что организм человека
много сложнее самых высокоорганизованных животных (человекообраз
ных обезьян), подвергается воздействию социальных факторов. В этой
связи моделировать болезни человека в полном объеме на животных про
сто нереально. И тем не менее, благодаря патофизиологическому экспе
рименту получен материал, составляющий содержание патофизиологии,
- это, во-первых, а во-вторых, моделирование позволяет разрешать про
блемы, возникающие в клинике.Для постановки эксперимента и позна
ния закономерностей возникновения и течения патологических процес
сов необходимы:
а) рабочая гипотеза или идея;
б) метод, обеспечивающий возможность проверки гипотезы;
в) правильная оценка результатов эксперимента.
Рабочая гипотеза является отправной точкой любого эксперимента. Ги
потеза - это попытка объяснить какой-либо процесс на основании имею
щихся в данное время фактических данных, результатов. Нельзя прово
дить опыт в надежде, что вдруг неожиданно получится интересный ре
зультат - необходимо иметь четкое представление о цели намечаемого ис
следования. Если исследователь не знает, что он ищет, то он не поймет и
того, что найдет. Академик И.П.Павлов говорил: “Если нет в голове идей,
то не увидишь и фактов.” Однако гипотеза не является чем-то абсолют
но истинным. “Гипотеза, - говорил И.П.Павлов, - иногда бывает нужна
для того, чтобы иметь право поставить опыт. А к вечеру она зачастую
уже негодна”.
Исключительно важное значение при выполнении эксперимента имеет
методика его постановки, т.е. правильный выбор животного, форма осу
ществления эксперимента (острый или хронический опыт), использова
ние соответствующих приборов, инструментария и правильная организа
ция контрольных опытов.
Выбор животного имеет исключительно важное значение для успеш
ного изучения закономерностей развития патологических процессов.
Например, экспериментальные язвы желудка следует вызывать у крыс, а
не у кроликов - у них часто наблюдаются спонтанные язвы желудка. Ин
фекционные процессы не следует изучать на крысах - они устойчивы к
инфекции (лучше всего на кроликах, мышах). Аллергию, анафилактичес
кий шок лучше всего моделировать на морских свинках, неврозы - на со
баках, опухолевый процесс - на мышах.
Формы осуществления эксперимента
мог ут быть различными в за
висимости от цели исследования и проводиться в условиях острого или