Стр. 10 - 2

Упрощенная HTML-версия

тензию, клонические судороги, почечную и печеночную недостаточность),
а также адекватные модели отдельных заболеваний человека (пневмо­
нии, атеросклероза, инфаркта миокарда, некоторых инфекционных забо­
леваний и т.д.). Вместе с тем следует отметить, что организм человека
много сложнее самых высокоорганизованных животных (человекообраз­
ных обезьян), подвергается воздействию социальных факторов. В этой
связи моделировать болезни человека в полном объеме на животных про­
сто нереально. И тем не менее, благодаря патофизиологическому экспе­
рименту получен материал, составляющий содержание патофизиологии,
- это, во-первых, а во-вторых, моделирование позволяет разрешать про­
блемы, возникающие в клинике.Для постановки эксперимента и позна­
ния закономерностей возникновения и течения патологических процес­
сов необходимы:
а) рабочая гипотеза или идея;
б) метод, обеспечивающий возможность проверки гипотезы;
в) правильная оценка результатов эксперимента.
Рабочая гипотеза является отправной точкой любого эксперимента. Ги­
потеза - это попытка объяснить какой-либо процесс на основании имею­
щихся в данное время фактических данных, результатов. Нельзя прово­
дить опыт в надежде, что вдруг неожиданно получится интересный ре­
зультат - необходимо иметь четкое представление о цели намечаемого ис­
следования. Если исследователь не знает, что он ищет, то он не поймет и
того, что найдет. Академик И.П.Павлов говорил: “Если нет в голове идей,
то не увидишь и фактов.” Однако гипотеза не является чем-то абсолют­
но истинным. “Гипотеза, - говорил И.П.Павлов, - иногда бывает нужна
для того, чтобы иметь право поставить опыт. А к вечеру она зачастую
уже негодна”.
Исключительно важное значение при выполнении эксперимента имеет
методика его постановки, т.е. правильный выбор животного, форма осу­
ществления эксперимента (острый или хронический опыт), использова­
ние соответствующих приборов, инструментария и правильная организа­
ция контрольных опытов.
Выбор животного имеет исключительно важное значение для успеш­
ного изучения закономерностей развития патологических процессов.
Например, экспериментальные язвы желудка следует вызывать у крыс, а
не у кроликов - у них часто наблюдаются спонтанные язвы желудка. Ин­
фекционные процессы не следует изучать на крысах - они устойчивы к
инфекции (лучше всего на кроликах, мышах). Аллергию, анафилактичес­
кий шок лучше всего моделировать на морских свинках, неврозы - на со­
баках, опухолевый процесс - на мышах.
Формы осуществления эксперимента
мог ут быть различными в за­
висимости от цели исследования и проводиться в условиях острого или