медицинскими, так и с исследовательскими целями; правомочность
замораживания эмбрионов человека, ооцитов и сперматозоидов и
использование их для реципиентов; права и обязанности доноров половых
клеток; право использования «суррогатной матери», правомочность выбора
пола плода без медицинских показаний и т. д.
Широкое обсуждение с привлечением медиков и биологов, философов и
социологов, юристов и теологов проблемы статуса эмбриона человека,
проводимое в мире в последние годы, свидетельствуют о сложности,
противоречивости, на сегодня - неразрешимости вопроса об определении
статуса эмбриона человека. Определение критериев морального статуса
является философской проблемой. После этого встают эмпирическая и научная
проблемы - какая стадия становления эмбриона человека соответствует этим
критериям;
генетическая,
биологическая,
личностная,
интересов,
возможностей? [Курило А. Ф., 1998].
Остановить использование ВРТ невозможно, но накапливается
информация об отрицательных моментах и необходимости большего контроля
за медициной и охраной здоровья населения в целом. Это обсуждалось на
Всемирном конгрессе по биоэтике (1996) в 50-ю годовщину Нюрнбергского
процесса над фашистами. Назрела необходимость всестороннего обсуждения и
определения статуса эмбриона человека, создания соответствующих
международных правил действенного лицензирования учреждений и
специалистов, занимающихся ВРТ, биотехнологий, генной инженерии и
проведения регулярного контроля за их работой со стороны независимых
организаций. Необходимо расширить рамки морали и соблюдать основной
тезис медицины «... Не навреди».
292