ратов, особенно при сравнении нескольких средств или схем про
филактики. Например, если в одном случае заболеваемость среди
привитых в 2,5 раза меньше, чем среди непривитых (к=2,5), а в дру.
том —в 5 раз (к=5), то неправильно делать вывод о том, что эффек
тивность препарата во втором случае в 2 раза выше, чем в первом.
При переводе к в Е оказывается, что в первом случае Е равен 60%5
а во втором - 80%, то есть препарат во втором случае защищает от
заболевания лишь на 20% пациентов больше [279].
Иногда ошибочное представление о преимуществах того или
иного способа профилактики возникают из-за неправильного ис
пользования статистических методов, в частности, неправомерно
го применения критерия Стьюдента для доказательства существен
ности различий между сравниваемыми группами. Например, был
сделан вывод о том, что увеличение дозы противоэнцефалитного
ИГ с 0,05 мл/кг до 0,1 мл/кг массы тела повышает эффективность
экстренной ИГ-профилактики [147]. Сравниваемые группы были
сформированы из числа лиц, имевших присасывания вирусофор
ных (по данным ИФА) клещей. Опытная группа (114 человек) полу
чала ИГ в дозе 0,1 мл/кг массы тела, а контрольная (279 человек) -
в дозе 0,05 мл/кг. Заболеваемость КЭ составила соответственно
1,75% (2 человека) и 5,73% (16 человек). При таком числе наблю
дений параметрический критерий Стьюдента дает правильную
оценку альфа-риска2только в случае, если в обеих группах числен
ность выборок п, а также вероятности события р (в долях единицы)
или отсутствия события (1 - р) достаточно велики, то есть п •р >5 и
п • (1 - р) >5 [38]. Вместе с тем в опытной группе п *р состав
ляет 114 0,0175=2,0. Поэтому для оценки значимости различий
следует использовать непараметрические критерии, в частности
критерий х2> который позволяет определить соответствие эмпи
рического распределения теоретическому и тем самым оценить
достоверность различий между выборочными совокупностями
[38, 222, 223]. Для данного наблюдения х2равен 2,94, а с поправ
кой Йетса, рекомендуемой для использования при низких часто-
2Альфа-риск - риск ошибочного отклонения нулевой гипотезы, предполагающей, что доза
препарата не оказывает влияния на вероятность заболевания, а различия между группами
случайны.
36