также для экстренной профилактики (особенно у лиц старших воз
растных групп).
Затратная составляющая экономической оценки эффективнос
ти популяционной стратегии вакцинации против КЭ входит в про
тиворечие с медицинской значимостью этого мероприятия. Однако
не следует забывать о том, что не весь ущерб от заболеваний можно
измерить в денежном выражении. Методология количественного
измерения так называемых нематериальных (неосязаемых) затрат,
связанных с ухудшением качества жизни пациентов, практически
не разработана, и поэтому расчеты этого вида затрат в большинстве
фармакоэкономических исследований не проводят.
Тем не менее в условиях дефицита ресурсов необходим выбор
такой тактики профилактики, которая обеспечила бы наилучшее
соотношение между расходами, связанными с ее проведением, и
пользой. Расчеты с применением показателя ЧПЛП (число паци
ентов, подвергаемых лечению, на один предотвращенный небла
гоприятный исход) показывают, что затраты на предупреждение
одного случая заболевания КЭ путем вакцинации сопоставимы
или меньше затрат на предупреждение одного случая заболевания
КЭ методом экстренной ИГ-профилактики (недифференцирован
ной тактики) только для контингентов высокого риска заболевания
(выше 20-30%ооо).
Эпидемиологическая и экономическая эффективность популя
ционной стратегии вакцинации против КЭ максимальна в природ
ных очагах высокой степени эпидемической опасности. Чем выше
эпидемическая опасность территории, тем большее число случаев
КЭ удается предупредить благодаря наращиванию объемов вакци
нации, и тем более оправданны затраты на организацию и проведе
ние этого мероприятия.
Расходование ресурсов здравоохранения на проведение массовой
вакцинации против КЭ с достижением 95% привитости населения
эндемичных территорий низкой и средней степени эпидемической
опасности, экономически трудно достижимо и нецелесообразно.
На этих территориях оптимальным является сочетание стратегии
вакцинации контингентов высокого риска с обеспечением осталь
ного населения препаратами экстренной профилактики. Первооче
редной вакцинации должны подлежать профессионально угрожа-
196