Стр. 178 - 2

Упрощенная HTML-версия

роса об эффективности вакцинации как противоэпидемического
мероприятия является метод кластерного анализа, который позво­
ляет разделить объекты или события по относительно однородным
группам, которые называют кластерами (clusters). Объекты в каж­
дом кластере должны быть похожи между собой и отличаться от
объектов в других кластерах. Кластерный анализ также называют
классификационным анализом (classification analysis) или числен­
ной таксономией (систематикой) (numerical taxonomy) [146].
Дискриминантный анализ, как и кластерный, предназначен для
классификации переменных. Однако в дискриминантном анали­
зе необходима предварительная информация о кластерной (груп­
повой) принадлежности каждого рассматриваемого объекта или
события для того, чтобы разработать правило классификации.
В отличие от этого, в кластерном анализе нет необходимости в
предварительной информации о кластерной принадлежности лю­
бого из объектов. Группы, или кластеры, определяют с помощью
собранных данных, а не заранее [146].
В качестве переменных, которые являются основанием для
кластеризации, были выбраны: среднемноголетние показатели
заболеваемости КЭ в 1988-1998 гг. и в 1999-2009 гг., показатели
привитости против КЭ в 1999-2009 гг. и обращаемости населе­
ния по поводу присасывания клещей в 1999-2009 гг. Показатель
охвата ИГП не вакцинированных не был включен в состав пере­
менных, так как, в отличие от объемов вакцинации, нет основа­
ний для уверенности, что в 1988—1998 гг. он был меньше, чем в
1999-2009 гг.
Кластеризация эндемичных районов была проведена по общим
показателям для всего населения (и взрослого, и детского) с помо­
щью метода К-means clustering (метод К средних) из пакета при­
кладных программ STATISTICA.
Мы предполагали, что все 15 эндемичных по КЭ районов Омс­
кой области можно разделить на 2 группы, отличающиеся по уров­
ню привитости и, соответственно, характеру изменения среднемно­
голетнего показателя заболеваемости в 1999—2009 гг. по сравнению
с 1988-1998 гг. Поэтому программе была поставлена задача сфор­
мировать 2 кластера так, чтобы они были настолько различны, на­
сколько это возможно.
164