требований, запугивание, подавление самостоятельности и лишение
собственной инициативы формирует у ребенка невроз навязчивых
состояний.
2.
Образование, профессия, трудовая деятельность
накладывают
отпечаток на частоту и характер неврозов. Лица, страдающие истерией,
имеют низкий уровень образования, а неврозом навязчивых состояний -
самый высокий. Профессия и “производственный климат” влияют на
частоту неврозов: основное число неврозов приходится на долю
финансовых работников, авиадиспетчеров, инженерно-технических
работников, педагогов иучащихся.
Для возникновения невроза важное значение имеют не только
врожденные типологические свойства нервной системы и ее
состояние к моменту действия психической травмы (например,
астенизация организма), но и взгляды и установки личности,
возникающие в процессе ее формирования, которые позволяют лучше
адаптироваться и найти выход из затруднительного положения.
2. Патогенез неврозов
Общим механизмом развития невроза является нарушение
деятельности церебральных систем, обеспечивающих адаптацию
организма к ситуациям, препятствующим удовлетворению
потребностей. Вследствие этого возникает неадекватное поведение,
нервная напряженность с чувством неудовлетворенности и сгресса с
его эндокринными и вегетативными проявлениями. Базируясь на
учении И.П. Павлова о том, что ведущим механизмом формирования
невроза является перенапряжение основных нервных процессов,
выделяют 4 аспекта в патогенезе неврозов: нейрофизиологический,
нейрохимический, психофизиологический и психологический.
Нейрофизиологический аспект.
Длительное нарушение высшей
нервной деятельности, вызванное перенапряжением процессов
возбуждения и торможения или перенапряжением подвижности этих
процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по
силе и длительности внешних раздражителей, обусловливает срыв.
Срыв высшей нервной деятельности происходит в результате
неблагоприятныхвлияний на психикутрудныхжизненных обстоятельств и
потрясений. Тип высшей нервной деятельности может либо облегчать
возникновение (слабыйтип) невроза, либо препятствовать невротическому
срыву (сильный тип).
Воснове полноценного личностного функционирования лежит
тесная взаимосвязь деятельности трех систем:
61