щественностью, доказательств преимуществ их применения по отноше
нию кдругим представителям класса. Кроме того, некоторые препараты,
доказавшие свою эффективность при других сердечно-сосудистых забо
леваниях, еще не были изучены именно при АГ (например, метопролол
продленного действия). Зачастую для принятия управленческих решений
системой здравоохранения (закупка лекарства, включение в формуляр) и
решений по использованию препарата конкретным врачом зачастую ис
пользуется лишь информация, предоставляемая представителями заин
тересованных фармацевтических компаний. Поэтому возрастает роль спе
циалистов, способных применить методологические основы доказатель
ной медицины при анализе поступающей информации.
Таким образом, при выборе приоритета в назначении пациенту конк
ретного препарата врач должен ориентироваться на предполагаемую кли
ническую (доказательная база, коллективный и личный опыт использо
вания лекарственного препарата) и экономическую эффективность на
значенного им лечения. При этом в условиях формирования правовых
отношений «врач-пациент» обязанностью врача является информирова
ние пациента о преимуществах и недостатках использования конкретно
го лекарственного средства. Гражданская ответственность врача предус
мотрена при причинении вреда здоровью вследствие недостоверной или
недостаточной информации о медицинской услуге, в том числе о лекар
ственном препарате. Индивидуальный выбор антигипертензивного пре
парата определяется наличием установленных показаний для групп ле
карственных средств. При этом и пациент становится участником приня
тия решений о назначении конкретного препарата. То есть врач и пациент
могут самостоятельно перераспределить ресурсы и использовать самые
необходимые в конкретной ситуации лекарства в рамках имеющихся
средств (рис. 14).
Рис. 14. Определяющие условия оказания лечебной (медикаментозной)
помощи пациенту сАГ
Доказательная медицина,
национальные рекомендации
Формулярные перечни
Финансовые возможности
территориальной системы
здравоохранения и пациента
Врач -
Пациент
Маркетинговые технологии
фармацевтических компаний
22