142
В свою очередь, компонентом (подсистемой) системы СГМ является
мониторинг условий труда и здоровья работающих.
Полученные и обобщённые нами данные по изучению условий труда и
здоровья работников ФГУП ОМО имени П.И. Баранова позволяют
обосновать и апробировать модель социально-гигиенического мониторинга
применительно к изученному предприятию машиностроения.
В условиях перехода государственной службы на бюджетирование,
ориентированное на конечный результат, делаются попытки обосновать и
ввести в практику работы участников мониторинга индикаторные показатели
социально-гигиенического мониторинга, в том числе и по разделу условий
труда, оценки здоровья работающего населения, которые бы отражали
экономическую и социальную значимость потерь здоровья для общества.
При всех достоинствах этих разработок они не могут быть реализованы
достаточно быстро, так как на региональном уровне не всегда есть
возможность получения достоверной информации. В системе статистической
отчётности в РФ отсутствуют на сегодня данные о заболеваемости с
временной утратой трудоспособности работающего населения (население в
соответствующих отчётах делится только на три группы: дети, подростки и
взрослые). Кроме того, при анализе перечня показателей, используемых для
обмена между федеральными органами исполнительной власти,
учреждениями и организациями, участвующими в проведении социально-
гигиенического мониторинга в соответствии с Приказом Роспотребнадзора
№ 33 от 07.02.2007 г. «О внесении изменений в порядок проведения
социально-гигиенического мониторинга» [146], представления данных и
обмена ими» обращает на себя внимание крайне ограниченный набор
критериев, используемых для оценки условий труда и состояния здоровья
работающего населения на региональном уровне.
Так, из 80 информационных показателей, только 4 характеризуют
медико-демографическую ситуацию для трудоспособного населения – это
численность работающего населения по субъекту РФ и в разрезе территорий,