Клод Адриан Гельвеций (1715-1771):
«...все без исключения религии были проникнуты фанатиз
мом и удовлетворяли его потоками человеческой крови».
Дени Дидро (1713-1784):
«Если разум - дар неба и если то же самое можно сказать о
вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовмести
мы и противоречат друг другу».
Франсуа Мари Вольтер (1694-1778):
«Все рождаются с носом и пятью пальцами на руках, но ник
то не рождается с идеей бога».
Жан Жак Руссо (1712-1778):
«Если турки требуют от нас такого же почтения к Магомету,
в которого мы не верим, какого мы требуем к Иисусу Христу от
иудеев, которые в него не верят, то можно ли сказать, что турки
неправы, а мы правы? Где справедливый принцип, на основании
которого мы решили этот вопрос?»
Джордж Байрон (1788-1824):
«И боги умирают, и вера преходяща: за Зевсом, Магометом и
Христом придут другие боги, пока весь род людской, прозрев и
разочаровавшись в боге, не убедится, что фимиам и жертвы ни к
чему».
Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832):
«У кого есть наука... тот не нуждается в религии».
A.С. Пушкин (1799-1837):
«В нашем народе презрение к попам и равнодушие к отече
ственной религии, ибо напрасно почитают русских суеверными:
может быть, нигде более, как между нашим простым народом,
наслышно насмешек насчёт всего церковного».
B.Г. Белинский (1811-1848):
«Знаю, что средние века - великая эпоха, понимаю святость,
поэзию, грандиозность религиозности средних веков; но мне при
ятнее XVIII век - эпоха падения религии...»
Стендаль (1783-1842):
«Единственным извинением бога служит то, что он не суще
ствует».
523