нии может снизить уровень научного знания молодёжи. При этом
академики подчеркнули своё уважение «к чувствам верующих» и
что они «не ставят своей целью борьбу с религией».
И стоит ли идеализировать роль РПЦ в становлении русской
духовности и культуры, в уровне образования царской России?
Вот замечание представителя РПЦ в Западной Европе мит
рополита Евлогия («Путь моей жизни», издательство Всецерков-
ного православного молодёжного движения, 1994 г.): «Наши ду
ховные семинарии не давали достаточного числа кандидатов свя
щенников... многие семинаристы... не хотели принимать священни
ческого сана. Благовещенская семинария за 10 лет не выпустила
ни одного священника; религиозный энтузиазм в семинарии потух,
молодежь устремлялась в гражданскую службу...»
:
Вспомним и признание главы военного духовенства армии
Врангеля митрополита Вениамина: «Авторитет церкви вообще был
слабый. Необходимо сознаться в этом... горения не было ни в
мирянах, ни даже в нас, духовных.... У нас почти не было руково
дящих идей, как не было их, конечно, и при Деникине.... но нельзя
отказать им (большевикам. - А.П.) в колоссальном размере идей
политико-экономического и социального характера... Нет, мы были
глубоко бедны идейно. И как же при такой серости мы могли на
деяться на какой-то подвиг масс, который мог бы увлечь их за
нами? Чем? Я думаю, что здесь лежала одна из главнейших при
чин провала всего белого движения - в его безыдейности» («На
рубеже двух эпох», «Отчий дом», 1994 г.).
* * *
Фрид Рашитову
доктор исторических наук, профессор в ста
тье
«О
«ползучем клерикализме»: «Активное вмешательство Цер
кви (я здесь говорю о церкви вообще, независимо от конфессио
нальной принадлежности) в дела общества и государства - явле
ние отнюдь не безобидное, а, скорее, опасное. Религия как миро
воззрение, построенное на догмах, на слепой вере в божествен
ные «истины», на беспрекословном, некритическом следовании
церковным авторитетам, - идеальная модель моноидеологии. А
519