Деятели культуры:
Михаил Ножкин, Татьяна Петрова, Вален
тин Сидоров, Николай Бурляев, Александр Михайлов,
Мария Жукова
и др.
* * *
Я привёл полные тексты двух документов, чтобы читатель
мог ориентироваться не по слухам, а познакомиться с материа
лом публикаций без сокращений и комментариев.
В ответ на эти два письма высказались многие видные учё
ные, педагоги, студенты, просто молодые люди, которым, оказы
вается, проблема духовности в России является не посторонним
предметом, а захватывает гражданские чувства.
Александр Фролов
в статье «ВЕРА, ЗНАНИЕ И ДЕЛО» пи
шет:
«Явная несоразмерность такой реакции свидетельствует о
том, что академики «неосторожно» наступили на некую «больную
мозоль». Дело, очевидно, не в частном вопросе о сетке школьных
уроков, а в том, что с известных пор РПЦ активно претендует на
статус единственного выразителя «государственной идеологии» и
на вытекающие из этого статуса привилегии. А академики меша
ют её первым шагам по этому пути, указывая на светский харак
тер государства, на принцип отделения Церкви от государства и
школы от Церкви и на то, что самое понятие «государственная
идеология» прямо запрещено действующей Конституцией. Пре
пятствуют тем самым реализации каких-то очень далеко идущих
церковных притязаний.
О существе этих притязаний можно поговорить и отдельно.
Но пока стоит напомнить «православной общественности» и слу
жителям РПЦ о том, что всякие «государственнические» притя
зания Церкви запрещены не какими-то там «либеральными кон
ституциями» или, как изящно выражаются в своём обращении
члены Общественной палаты со своим окружением, «слугами
диавола», а не кем иным, как самим
Иисусом Христом.
Именно
он прямо сказал, что царствие его «не от мира сего» и велел отда
вать «Богу - Богово, а кесарю - кесарево».
509