Непрерывные изменения шли и в орга
низации учебного процесса. Конечно же, не
обходилось без перегибов и колебаний из сто
роны в сторону. К примеру, в первые годы
существования института бурный рост сту
денческих организаций привел к тому, что
внеучебная деятельность студентов стала
вредно отражаться на академической успева
емости. У выдающихся общественников, по
воспоминаниям профессора В. П. Говорова,
она была низка катастрофически. Возник
новый тип вечного студента-активиста, по
нескольку лет сидящего на одном курсе и пе
регруженного всевозможными общественно
административными функциями до такой
степени, что на учебу совершенно не остава
лось времени.
Но поскольку политобразование и орга
низационные навыки мало что значат без ка
чественной специальной подготовки, жизнь
внесла в повестку задачу повышения акаде
мической успеваемости и рационализации
общественных дел.
В 1927/28 учебном году профкомом ин
ститута даже была проведена дискуссия на
тему «Общественная работа как необходи
мая предпосылка работы врача». Дискуссия
продолжалась два дня и послужила толчком
к дальнейшему упорядочению массово-по
литической деятельности и ее органично
му включению в учебный процесс. Кстати,
в списке руководителей первых студенческих
организаций можно встретить немало имен
студентов, которые станут потом докторами
наук, профессорами. Среди них С. Ф. Косых,
JI. П. Масленников, Н. Н. Высоцкий, А. И. За
конов, Ю. П. Мультановский, Г. А. Пандиков,
Н. И. Шангин-Березовский, А. М. Шумилова
и другие. Организаторские навыки, полу
ченные в студенческие годы, безусловно,
помогли им добиться и профессиональных
успехов.
Существенные изменения в учебном про
цессе произошли в 1931 году. Вдвое вырос
удельный вес социально-политических дис
циплин, увеличилось количество практи
ческих занятий, а лекционная система стала
занимать очень скромное место. Занятия про
водились по группам, а не с целым курсом,
так называемым бригадно-лабораторным
ИСТОЧНИК МИЛОСЕРДИЯ
Студенческий комитет института. 1930-е годы
2 0