в борьбе энергического варварства северных народов с высокою мыслью
христианства складывалась храмина современной цивилизации? Повинуясь
нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой этими
народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в
основу нашего воспитания. . . Сколько ярких лучей уже оз аряло тогда Европу,
на вид окутанную мраком! Большая часть знаний, которыми теперь гордится
человек, уже были предуг аданы отдельными умами; характер общества уже
определился , а приспособившись к миру я зыческой древности, христианские
народы обрели и те формы прекрасного , которых им еще не доставало! Мы же
замкнулись в нашем религиозном обособлении, ничего из происходившего в
Европе не достигло до нас.
Чаадаев П.Я. Сочинения. - М. , 1989. - С. 15-39.
Вопросы и задания к документу:
1. Как Чаадаев П.Я. рассматривал вопрос о месте России в мировой
истории?
2. Согласны ли Вы с точкой зрения П. Я. Чаадаева? Какой Вам видится
судьба России?
7. Николай II глазами современников.
7.1. Из “Записок” Ф.А. Головина о Николае II.
"Византиец" - прозвал государя Николай Николаевич Львов, известный
общественный деятель, член Государственной Думы первых четырех созывов.
Человеком хитрым, злопамятным, двуличным рисовал Николая II бывший
главнокомандующий русской армией во время японской войны Куропаткин в
разговоре с главноуполномоченным общеземской организации кн. Георгием
Евгеньевичем Львовым. Человеком ничтожным, слабовольным, глупым,
недостаточно подготовленным к чрезвычайно трудной роли монарха великой
державы считали Николая простые обыватели. <... >
Я положительно утверждаю, что общераспространенное мнение о Николае
II,
как о глупом, слабовольном, ничего не понимающем в политике
ничтожестве , являющемся орудием в руках окружающей его придворной
клики, - совершенно неосновательно.
Правда , умом он не блещет , не обладает и сильною волею, мало,
повидимому , подготовлен к выполнению трудной задачи, выпавшей на его
68