Стр. 24 - b21

Упрощенная HTML-версия

УДК 616-092.18:37.016
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ
Корпачева О.В., Палъянов С.В.
Омская государственная медицинская академия
После присоединения Российской Федерации к Болонским реформам
особенно актуальным стал вопрос о необходимости структурной и
методологической перестройки высшего медицинского образования в России с
учетом опыта и традиций образовательного процесса. Подготовка выпускников
лечебного и педиатрического факультетов медицинского вуза по дисциплине
«лечебное дело» и «педиатрия» должна обеспечить выполнение стратегических
целей и задач современного здравоохранения России, отраженных в приоритетном
национальном проекте «Здоровье». Одним из «краеугольных камней» в
формировании профессиональных компетенций врача является клиническое
мышление. В его развитии едва ли не основную роль играют методические и
методологические подходы фундаментальных дисциплин и, в первую очередь,
патофизиологии.
Предмет клиническая патофизиология преподается в качестве элективного
курса студентам 6 курсалечебного факультета и студентам 5 курса педиатрического
факультета. Курс клинической патофизиологии организован при кафедре
патологической физиологии ОмГМА в 1996 году. Рабочая программа составлена
с учетом программы по клинической патофизиологии, утвержденной
Министерством образования РФ, Москва, 2002.
Врачебной специальности «Клиническая патофизиология» в ныне
действующем перечне таковых нет, однако клиническая патофизиология как
учебная дисциплина, по нашему глубокому убеждению, крайне необходима для
подготовки не клинического патофизиолога, а врача, умеющего думать! Можно
еще употребить избитое, но верное выражение-«для формирования клинического
мышления врача». Не секрет, что большинство студентов, проучившись 6 лет в
медицинском вузе, имеют смутное представление о том, что такое клиническое
мышление, а многие врачи умудряются обходиться без него. Один студент
разместил в Интернете свои ассоциации со словосочетанием «клиническое
мышление»: «Все преподы на всех кафедрах (особенно на терапии) объясняют
его по-разному. Главные доводы - «его надо развивать» и «у вас его нет».
Клиническая патофизиология-дисциплина, которая, как мы полагаем, способна
объяснить, что такое клиническое мышление и зачем оно врачу. По словам AM.
Гарина, «Клиницист, не державший за руку экспериментатора, по существу -
регистратор неизбежного».
Основной целью курса клинической патофизиологии является обучение
студентов умению использовать полученные знания (теоретические и
практические) «у постели конкретного больного». При этом в качестве решаемой
задачи формулируется следующая: обучение студента справляться с конкретной
клинической ситуацией, используя принцип «анализ и синтез». Под анализом
23