2. Проводите обследование тщательно, учитывайте его стоимость и эффек
тивность.
3. Установите, насколько больной знаком с природой своего заболевания.
Задайте вопрос: "Как Вы думаете, что является причиной Вашего заболе
вания?"
4. Проведите исчерпывающее объяснение природы расстройств пациента
так, чтобы он мог их воспринять.
5. Определите, какое улучшение ожидает пациент получить в результате
лечения и объясните его возможности. "Как Вы чувствуете, я смогу Вам
помочь?"
6. Если возможно, оцените связь факторов стресса с симптомами. "Я пони
маю, Вы не считаете, что стресс является причиной Вашей боли, но боль
сама по себе слишком сильная и безуспешные попытки устранить ее при
водят к дистрессу".
7. Установите твердые ограничения. "Я понимаю, какая сильная у Вас боль,
но наркотические обезболивающие лекарства не показаны".
8. Вовлекайте больного в процесс лечения. "Позвольте предложить некото
рые методы лечения для рассмотрения".
9. Давайте рекомендации, согласованные с интересами больного. "Антиде
прессанты могут быть использованы для лечения депрессии, но в малых
дозах эти лекарства могут быть применяться и для уменьшения боли".
10. Устанавливайте прочную длительную связь с семейным (участковым)
врачом.
Для коррекции психоневрологических нарушений у детей с ФР ЖКТ
применяются ноотропы, седативные препараты, по показаниям специалиста в
ряде случаев - психотропные средства.
Ноотропы (от «ноос» - мышление, разум и «тропос» - стремление, срод
ство) - это вещества, оказывающие специфическое влияние на высшие инте
гративные функции мозга, стимулирующие обучение и память, улучшающие
умственную деятельность и кортикально-субкортикальные связи, а также по
вышающие устойчивость мозга к повреждающим факторам. Особенности пси
хотропного эффекта ноотропов включают в себя следующее:
• улучшение процессов обучения и памяти (у человека и у животных) как в
норме, так и при патологических нарушениях, в т.ч. и в процессе естест
венного физиологического старения;
• облегчение межполушарной передачи в головном мозге, способствует как
межполушарному, так и внутри полушарному переносу информации;
• повышение тонуса коры головного мозга, кортико-субкортикального
контроля центрального нистагма, повышение механизма консолидации
на спинальном уровне;
• повышение устойчивости головного мозга к повреждающим факторам
(гипоксиям, химическим агентам).
28