8
Омске за период того же учебного года (с сентября 2008 г. по май 2009 г.) и в
течение аномального погодного периода (апрель 2010 г).
В качестве важнейших факторов учебной среды и в контексте настоящего
исследования для оценки условий обучения детей в классе проводились иссле-
дования микроклимата, освещенности и экспертная оценка расписания. Изме-
рения проводились приборами «Метеоскоп» НТМ – Защита (№ 28108 БВЕК 43
1110.06 ПС, свидетельство о поверке от 25 июля 2008 г.) и люксметром-
яркомером «ТКА-ПКМ» (ТУ 4215-003-16796024-04, свидетельство о поверке от
13 июня 2008 г.). Экспертная оценка расписания уроков проведена согласно
СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в об-
щеобразовательных учреждениях».
Проспективное исследование проводилось на основании оценки работо-
способности по данным хронометража деятельности школьника в течение всех
уроков на протяжении 2008-2009 учебного года (131 день). Для количественной
оценки работоспособности нами была использована следующая собственная
модификация результатов хронометража: 1 балл означал отвлечение ребенка от
учебы, 2 балла – организация рабочего места, 3 – ребенок слушал учителя, 4 –
ребенок выполнял задание; то есть, чем больше баллов, тем выше работоспо-
собность.
По данным медицинской карты ребенка (форма 026/у-2000) было проведе-
но распределение детей на группы здоровья.
В целях разработки путей снижения чувствительности детей к погоде было
проведено исследование адаптационного потенциала (АП) сердечно-
сосудистой системы, по следующей формуле: АП (в баллах) = 0,011*(ЧСС) +
0,014*(САД) + 0,008*(ДАД) + 0,014*(возраст, годы) + 0,009*(масса тела, кг) –
0,009*(длина тела, см) – 0,27, где ЧСС – частота сердечных сокращений (в ми-
нуту); САД – систолическое артериальное давление (в мм рт. ст.); ДАД – диа-
столическое артериальное давление (в мм рт. ст.) (Баевский Р.М., Берсенева
А.П., 1993). Оценка АП проводилась трижды: исследование 1 – в конце третьей
четверти, исследование 2 – в начале четвертой четверти (после каникул и перед
приемом витаминно-минерального комплекса), исследование 3 – после приема
«Алфавит Школьник» (со 2-го по 22-е апреля 2009 г.).
Для оценки влияния факторов образа жизни на чувствительность детей к
погоде было проведено анкетирование родителей школьников с использовани-
ем специально разработанной анкеты. Оценка учета психологического состоя-