14
Таким образом, в современных условиях изменилась роль
«внутришкольных факторов», влияющих на здоровье учащихся. На
школьников второго поколения, кроме светового, воздушно-теплового
режимов, подбора учебной мебели, дополнительно влияли новые факторы -
интенсификация обучения, в т.ч. в связи с использованием технических
средств обучения (видеодисплейные терминалы, персональные электронно-
вычислительные машины и др.), а также переход на новые формы обучения,
обуславливающие снижение двигательной активности и формирование
гипокинезии, ухудшение питания школьников. Кроме того, ухудшилось
исходное состояние здоровья школьников.
Несмотря на постепенное улучшение показателей санитарно-
эпидемиологического благополучия общеобразовательных учреждений,
показатели здоровья (заболеваемость, патологическая пораженность,
физическое развитие, распределение по группам здоровья, группам занятий
физической культуры) второго поколения школьников были существенно
хуже таковых у первого поколения. Изменилась сила корреляционной связи в
системе «причинный фактор – следствие».
Вместе с тем, результаты исследования позволяют утверждать, что
негативные тенденции, произошедшие в состоянии здоровья школьников
второго поколения, связаны с ухудшением качества жизни населения в
условиях меняющейся социально-экономической ситуации, а также с
неудовлетворительным состоянием окружающей среды крупного
промышленного центра, которым является г. Омск. (В.А. Ширинский,
2003, В.А. Ляпин, Г.А. Оглезнев, М.Г. Тиванов, 2004, И.И. Новикова, 2006).
Для принятия адекватных управленческих решений в области охраны
здоровья школьников, с учетом изменившихся условий воспитания и
обучения, необходима организация мониторинга факторов образовательного
процесса и здоровья школьников. Данная мониторинговая система должна
играть значимую роль в эффективной диагностике и решении проблем
сохранения и укрепления здоровья школьников, своевременно устанавливать
факторы риска для здоровья, осуществлять их оценку; прогнозировать
здоровье школьников; определять неотложные и долгосрочные мероприятия
по предупреждению их негативного воздействия; а также своевременно
информировать органы исполнительной и законодательной власти.
Мониторинговое сопровождение системы управления здоровьем
школьников позволит определить резервы улучшения профилактической
работы по каждой школе, муниципалитету, области в целом; установить
целевые и индикативные показатели профилактической работы и обеспечить
контроль их выполнения. Комплексная оценка показателей в системе
«условия воспитания и обучения – здоровье школьников» послужит
основанием для пересмотра действующих гигиенических нормативов к
условиям воспитания и обучения.
Основные направления мониторинга факторов образовательного
процесса и здоровья школьников на современном этапе.
Важную роль в