23
не является подлинным, поскольку они не следуют собственным планам, а
руководствуются целями, которые ставятся социальным окружением.
Испытуемые с пассивной стратегией в юношеском возрасте
ориентированы на познание (ср.ранг=5,7, p≤0,05) и считают, что должны
нести ответственность не только за результаты своей деятельности, но и за
свои намерения. Испытуемые готовы к ответственному поведению и, на наш
взгляд, на данном этапе не вполне объяснимо, почему при совершении
выбора они слабо прогнозируют свои действия и способы достижения цели.
Возможно, установление корреляционных связей характеристик личностного
выбора с показателями ответственности и притязаний поможет
интерпретировать полученный противоречивый результат.
Согласно данным корреляционного анализа, прогнозирование способов
преодоления препятствий связывается с интересом к результатам выбора, а
способов реализации - с необходимостью мобилизовать усилия для
достижения желаемого. Чем больше действий планируют испытуемые, тем
менее они склонны к мобилизации усилий. Испытуемые склонны к познанию
и, возможно, живут только долгосрочными планами, создавая собственную
логику внутреннего мира. Эта стратегия, на наш взгляд, демонстрирует
неспособность испытуемых практически реализовать личностный выбор и
действовать согласно своим планам в реальной жизни. Возможно,
стремлению к самоконтролю и осознанная необходимость нести
ответственность за все, что они совершат, определяют то, что испытуемые
заранее стремятся избежать неудачи и отказываются от активных действий.
Обобщая полученные результаты, необходимо отметить, что одним из
главных критериев личностного выбора является способность не только
определить цель и запланировать способы ее достижения, но и реализовать
эти устремления в действиях. Наличие у субъекта личностно-мотивационной
перспективы при совершении выбора предполагает готовность реализовать
то, что намечено в мысленном плане.
На наш взгляд, реализуемым личностный выбор будет у тех
испытуемых, у которых выявлено наличие личностно-мотивационной
перспективы и согласованность притязаний, ценностей и ответственности.
Поэтому подлинный личностный выбор совершают испытуемые с
оптимальной стратегией в подростковом и юношеском возрасте и с
функциональной стратегией в юношеском возрасте.
В
заключении
подводятся итоги диссертационного исследования,
определяются перспективные направления дальнейшего исследования и
формулируются
основные выводы
исследования.
1.
В качестве психологических характеристик личностного выбора
выступают:
осознанность,
самостоятельность,
своевременность,
удовлетворенность и временная перспектива.
2.
Индивидуально-типологические особенности стратегий личностного
выбора определяются на основании степени проявления выделенных
характеристик и в зависимости от их детерминации личностными
особенностями: притязаниями, ответственностью и ценностями.