Стр. 22 - автореф

Упрощенная HTML-версия

21
испытуемых еще до осуществления выбора проявляется установка на
поражение. Они стремятся к прогнозу возможных последствий и неудач,
поэтому у них проявляется чрезмерный самоконтроль, который может
блокировать активность.
В
параграфе 3.4
«Типология стратегий личностного выбора
испытуемых юношеского возраста» при помощи процедуры кластерного
анализа нами выделено также четыре стратегии личностного выбора
испытуемых юношеского возраста: оптимальная, функциональная,
ситуативная и пассивная. Содержательная интерпретация стратегий
испытуемых подросткового и юношеского возраста является очень схожей,
поэтому им даны аналогичные названия. Данный результат может быть
обусловлен близостью возрастных периодов или существованием такой же
типологии в других ситуациях личностного выбора, что требует
эмпирической проверки уже за рамками нашего исследования.
Основные различия состояли в том, что у испытуемых юношеского
возраста с оптимальной стратегией выше уровень осознанности, они лучше
прогнозируют
средства
достижения,
и
временная
перспектива
характеризуется большей протяженностью и реалистичностью, так как
ближние и дальние цели согласованы друг с другом. У испытуемых
юношеского возраста с пассивной стратегией временная перспектива более
протяженная, выражена мечтательность, поскольку преобладают описания
«дальних» целей и практически отсутствуют описания «ближних» целей.
На особенности стратегий личностного выбора в юношеском возрасте
оказывают влияние: самооценка волевого усилия и отношение к тому, за что
человек должен нести ответственность (табл.2-3). Также особенности
стратегий в юношеском возрасте обусловлены ориентацией испытуемых на
ценности: интересная работа (Н=38,6), наличие друзей (Н=10,9),
общественное признание (Н=9,3), познание (Н=9,4), развлечения (Н=8,3),
исполнительность (Н=10,6), творчество (Н=7,7), независимость (Н=7,6),
ответственность (Н=11,9) (при уровне значимости p≤0,01, p≤0,05).
Для испытуемых юношеского возраста с оптимальной стратегией в
качестве ценностей выступают: стремление к независимости (ср.ранг=4,9,
p≤0,05) и творческая деятельность (ср.ранг=7,1, p≤0,05). Также они считают,
что не должны нести ответственность за все, что совершают. Эти результаты,
объяснимы тем, что испытуемые склонны принимать на себя
ответственность только за то, что соразмерно их возможностям, учитывая
особенности ситуации. Корреляционный анализ подтвердил это
предположение: прогнозируя способы достижения, испытуемые уверены в
себе и готовы к ответственному преодолению трудностей. Учитывая
неблагоприятные последствия достижения цели, испытуемые уменьшают
степень своей активности и склонны к изменению планов. При восприятии
задач как легких, испытуемые не склонны к проявлению волевых усилий.
Чем лучше испытуемые представляют преимущества выбора, тем более они
склонны к активности и инициативности. При анализе этих взаимосвязей
проявляется готовность испытуемых к оптимальному выбору. Учет будущих