14
оптимальную организацию деятельности и готовность осуществлять то, что
потребуется для реализации будущих целей.
Личность осуществляет выбор в соответствии с системой собственных
ценностей, которые также выступают как личностное основание выбора,
являясь его регуляторами, целевыми ориентирами, высшими критериями.
На основании теоретического анализа для эмпирической проверки
в качестве детерминант личностного выбора нами были выбраны:
притязания, ответственность и ценности личности.
По итогам данной главы сделан вывод, что личностный выбор
представляет собой индивидуальную стратегию личности в
неопределенной значимой ситуации, которая определяется на
основании степени выраженности характеристик: самостоятельность,
осознанность,
своевременность,
временная
перспектива,
удовлетворенность и детерминирована личностными особенностями .
В третьей главе
«Эмпирическое исследование индивидуально-
типологических особенностей и детерминант личностного выбора (на
примере ситуации профессионального выбора подростков и юношей)
описываются стратегия и методы исследования, приводятся основные
результаты эмпирического исследования, интерпретация выявленных
закономерностей, формулируются основные выводы и заключение работы.
В
п
араграфе 3.1
«
Общая стратегия и методы исследования» −
выделены этапы исследования, соответствующие поставленным задачам и
описаны основные методы.
На первом этапе определялись составляющие индивидуально-
психологических характеристик личностного выбора: осознанность,
своевременность,
самостоятельность,
временная
перспектива
и
удовлетворенность, применялся метод факторного анализа.
На втором этапе изучалась степень проявления характеристик в
стратегиях личностного выбора подростков и юношей, применялся метод
кластерного анализа. В основу кластеризации положены показатели:
ожидание поддержки других людей; соответствие описываемых действий
цели; представление ближних целей; описание преимуществ выбора;
описание последовательности действий; оценка доступности цели; учет
последствий достижения цели; описание способов преодоления препятствий;
описание способов достижения цели; констатация необходимости
саморазвития; указание на наличие или отсутствие способностей. Особое
внимание уделено качественному анализу степени проявления этих
показателей, что позволило более глубоко проанализировать особенности
стратегий личностного выбора.
На третьем этапе выявлялись детерминанты личностного выбора:
особенности притязаний, ценностей и ответственности подростков и
юношей. Для решения этой задачи применялся непараметрический вариант
метода однофакторного дисперсионного анализа - Н-критерий Крускала-
Уоллиса. Для выявления различий в показателях личностных особенностей
применялся непараметрический критерий U-Манна-Уитни. Также мы