12
является «неопределенность»
,
которая может быть обусловлена:
множественностью альтернатив; неполнотой информации об альтернативах;
существованием противоречий между потребностями субъекта и
возможностями их реализовать в жизненных обстоятельствах (Д.А. Леонтьев,
Т.В. Корнилова, О.Н. Первушина, К.А. Абульханова-Славская).
Для выделения других признаков ситуации личностного выбора мы
воспользовались шкалами значимости - незначимости, простоты - сложности,
новизны - известности, временной развертки и социального благополучия
ситуации (Л.Ф. Бурлачук, Н.Б. Михайлова). На основании анализа выделено,
что в качестве основных признаков ситуации личностного выбора можно
считать высокую степень неопределенности, значимости, сложности и
новизны данной ситуации. Также ситуация личностного выбора может
характеризоваться с точки зрения временной перспективы и степени
социального благополучия для личности, в зависимости от специфики ее
разрешения.
В качестве типичных ситуаций личностного выбора нас, прежде всего,
интересуют ситуации профессионального выбора. В качестве одной ситуации
мы рассматриваем ситуацию профессионального выбора в подростковом
возрасте, особенности которой состоят в необходимости выявления и
определения профессиональных альтернатив, в выработке критериев их
оценки и в конкретизации профессиональной цели (И.Ф. Зеер,
Н.С. Пряжников). В качестве другой типичной ситуации мы рассматриваем
выбор вариантов профессиональной карьеры в юности, состоящий в
необходимости выработки отношения личности к самой себе как к субъекту
профессиональной деятельности, в дифференциации профессиональных и
жизненных представлений и выборе способов достижения профессиональной
цели (В.А. Бодров, М.Ю. Уварова).
Ситуации профессионального выбора обладают высокой степенью
неопределенности, значимости, сложности, новизны. В эмпирическом
исследовании они рассматриваются нами в качестве типичных ситуаций
личностного выбора для лиц подросткового и юношеского возраста.
В параграфе 2.2
«Характеристики и детерминанты личностного
выбора» проанализированы точки зрения исследователей относительно того,
как личность осуществляет переструктурирование ситуации выбора.
Проведен сопоставительный анализ конструктов «личностный выбор»,
«целеполагание», «прогнозирование», «планирование». Личностный выбор
понимается нами как обобщенный конструкт, как процедура, вызванная
неопределенностью, противоречивостью ситуации, в ходе которой сознание
личности осуществляет избирательное предпочтение одних альтернатив,
отвергая другие. Тогда как целеполагание определяется как выявление
личностью способов включения в ситуацию, в частности, в ситуацию выбора.
Прогнозирование как форма экстраполяции настоящего на локальные
участки времени в будущем может быть связано с особенностями временной
перспективы личности в ситуации выбора. В планировании зафиксированы