11
проблемное поле (К. Роджерс, А. Маслоу, R. May, В. Франкл, И. Ялом,
А.Лэнгле, Дж. Бьюдженталь). Умение совершать выбор определяется в
качестве главного критерия психического здоровья личности и ее
способности к развитию и самоактуализации. Категория «личностный
выбор» трактуется как целенаправленный смысловой процесс (В. Франкл,
Р.Мэй). Тем самым подчеркивается значимость осмысления жизненных
альтернатив и особая роль личностных особенностей, детерминирующих
содержание и результат выбора: ценностей, ответственности, Я-концепции.
Теоретический анализ экзистенциально-гуманистических теорий
показал, что личностные изменения выступают как итог решения каждым
человеком проблемы выбора и ответственности, смысла жизни.
В параграфе 1.4
«Концепции личностного выбора в рамках
отечественной психологии»
анализируются подходы отечественных ученых
к проблеме выбора. В качестве условия возникновения выбора выделяется
«неопределенная ситуация», и в этом контексте выбор понимается как способ
ее разрешения (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), как акт
деятельности по ее преобразованию (М.С. Филоник), как внутренняя
деятельность (Д.А. Леонтьев), как наиболее рациональная индивидуальная
стратегия (Н.Ф. Наумова).
Рассматриваются различные виды выбора: интеллектуальный
(Т.В. Корнилова), простой, смысловой и личностный (Д.А. Леонтьев),
личностно-значимый (М.С. Филоник) и обозначатся критерии их выделения.
Особое внимание в подходах отечественных ученых уделяется проблеме
личностного выбора, описывается его операциональная структура и
особенности (Д.А. Леонтьев, Ф.Е. Василюк, А.Г. Асмолов). В понятии
«личностный
выбор»
заключена
значимость,
сознательность
и
произвольность его совершения, проявление способности личности
устанавливать соответствие внутренних возможностей и внешних условий.
В приведенных выше определениях подразумевается, что личностный
выбор может осуществлять не каждый человек, а только достаточно зрелая
личность, которая имеет активную жизненную позицию, умеет оценить
последствия выбора и нести за него ответственность.
Обобщая взгляды отечественных психологов на проблему личностного
выбора, необходимо отметить, что в данной ситуации субъект пытается
осознать, что он хочет, что он может, что он есть, и каких действий от него
ожидает общество в отношении определенных аспектов жизни. Это
помещает проблему выбора в контекст не возможного, а скорее, должного,
подчеркивается необходимость постановки каждым человеком в течение
жизни целей, задач, формулировки способов и средств их достижения.
Во второй главе
«Проблема личностного выбора»
определена
типичная ситуация личностного выбора и ее признаки, выделены
психологические характеристики и детерминанты личностного выбора
В параграфе 2.1
«Особенности ситуации личностного выбора»
осуществлена попытка выделения признаков типичной ситуации
личностного выбора. Основным признаком ситуации личностного выбора