6
образования и включению студентов в систему социально-гигиенического монито-
ринга.
8.
Обосновать комплексную программу оптимизации условий обучения сту-
дентов высшей школы и снижения потерь здоровья за время обучения.
Научная новизна и теоретическая значимость работы.
Установлены закономерности формирования здоровья студентов высшей шко-
лы с оценкой показателей физического развития, выполненной на основе разработан-
ных региональных стандартов;
Впервые определены величины риска здоровью студентов за время обучения
трем группам специальностей высшего профессионального образования (медицин-
ской, педагогической, сервиса).
Впервые разработана методика комплексной оценки условий образовательного
процесса с учетом шкалы трудоемкости предметов высшей школы, напряженности
учебного труда.
Получены новые данные, отражающие вклад комплекса факторов разной при-
роды (условия обучения, загрязнение окружающей среды, социальные условия) в
формирование здоровья и качество жизни студентов.
Впервые разработаны математические модели зависимости показателей потерь
здоровья студенческого населения в промышленном центре Западной Сибири в усло-
виях воздействия комплекса факторов среды обитания.
Впервые выделена система маркерных показателей для ведения социально-
гигиенического мониторинга за условиями подготовки и здоровьем студентов в выс-
шей школе.
Практическая значимость и внедрение результатов исследования в прак-
тику.
Результаты работы позволили усовершенствовать систему комплексной оценки
условий образовательного процесса на основе шкалы трудоемкости предметов 3-х
профилей подготовки в высшей школе, которая используется для оптимизации усло-
вий обучения в Вузах.
Обоснована целесообразность изменения системы санитарно - эпидемиологи-
ческого надзора за Вузами как образовательными учреждениями, а не коммунальны-
ми объектами. Внедрение такого подхода в практику работы госсанэпидслужбы на